Великие представители тюркского ренессанса Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни внесли большой вклад в исследование государственности средневекового Казахстана. Процесс формирования казахской государственности протекал на фоне сложных процессов смешения кочевников степи с пришлыми этническими компонентами. В тюркско-кипчакский период созданная тюркскими племенами в середине VI века империя, стала первым в истории кочевой цивилизации государством, которое, несмотря на относительную непродолжительность своего существования, конструировала впервые политический строй крупнейшего общества. Тюркское общество представляло собой сложный родоплеменной организм с разветвленной структурой социальных групп и отношений. В иерархии родовых общностей самое привилегированное положение занимал род Ашина, который стал центром притяжения тюрко-язычных племен Алтая и ядром, вокруг которого в процессе консолидации номадов Центральной Азии стала формироваться основа единой тюркской этносоциальной общности. Структура древнетюркского общества складывалась и при к целям и задачам военного быта. Тюркский племенной союз, был политически организован в эль – имперскую структуру. Родоплеменная организация – бодун, и военно-административная организация- эль, взаимосвязано дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей. Во главе тюркской империи стоял каган, который обязательно выбирался из представителей рода Ашина. Тюркский каган был не только военным предводителем, но первосвященником культа неба - Тенгри и дважды в год приносил жертву предкам и духу неба. Вторым лицом в государстве после кагана, по мнению Н. Гумилева, считался ябгу, который, по сути дела, был вице-каганом, но вместе с тем ябгу не был наследником престола; наследник назывался «тегин», в независимости от занимаемой должности. Другой же известный исследователь Ю.Зуев считает, что вторым человеком по должности в тюркском каганате был «улуг», а ябгу, шад и эльтебер - это названия высших титулов в каганате, которые были наместниками и ставленниками кагана, управлявшие вассальными племенами. Выполнение судебных функции в тюркском каганате было возложено на буюруков и тарханов. На уровне управления родовыми общинами важное место в системе управления отводилось бекам, старейшинам и предводителям племен. Беки были высшим сословием общины, степной аристократией, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Вместе с несколькими другими знатными родами, иерархия которых была общеизвестна и общепризнанна, род Ашина составлял верхушку своих общин, особое, наиболее привилегированное сословие. Удельные территории (улусы) управлялись шадами (принцами по крови), которые являлись и ближайшими родственниками кагана. На обломках «десятистрельной» державы тюрков, после ее падения, последовательно сменились этнополитические образования карлуков, огузов, кимеков, династии Караханидов, каракитаев. Все они явились приемниками тюркской государственности.
Великие представители тюркского ренессанса Махмуд Кашгари, Юсуп Баласагуни внесли большой вклад в исследование государственности средневекового Казахстана. Процесс формирования казахской государственности протекал на фоне сложных процессов смешения кочевников степи с пришлыми этническими компонентами. В тюркско-кипчакский период созданная тюркскими племенами в середине VI века империя, стала первым в истории кочевой цивилизации государством, которое, несмотря на относительную непродолжительность своего существования, конструировала впервые политический строй крупнейшего общества. Тюркское общество представляло собой сложный родоплеменной организм с разветвленной структурой социальных групп и отношений. В иерархии родовых общностей самое привилегированное положение занимал род Ашина, который стал центром притяжения тюрко-язычных племен Алтая и ядром, вокруг которого в процессе консолидации номадов Центральной Азии стала формироваться основа единой тюркской этносоциальной общности. Структура древнетюркского общества складывалась и при к целям и задачам военного быта. Тюркский племенной союз, был политически организован в эль – имперскую структуру. Родоплеменная организация – бодун, и военно-административная организация- эль, взаимосвязано дополняли друг друга, определяя плотность и прочность социальных связей. Во главе тюркской империи стоял каган, который обязательно выбирался из представителей рода Ашина. Тюркский каган был не только военным предводителем, но первосвященником культа неба - Тенгри и дважды в год приносил жертву предкам и духу неба. Вторым лицом в государстве после кагана, по мнению Н. Гумилева, считался ябгу, который, по сути дела, был вице-каганом, но вместе с тем ябгу не был наследником престола; наследник назывался «тегин», в независимости от занимаемой должности. Другой же известный исследователь Ю.Зуев считает, что вторым человеком по должности в тюркском каганате был «улуг», а ябгу, шад и эльтебер - это названия высших титулов в каганате, которые были наместниками и ставленниками кагана, управлявшие вассальными племенами. Выполнение судебных функции в тюркском каганате было возложено на буюруков и тарханов. На уровне управления родовыми общинами важное место в системе управления отводилось бекам, старейшинам и предводителям племен. Беки были высшим сословием общины, степной аристократией, по праву происхождения из рода, особый статус которого в руководстве делами племени считался неоспоримым, освященным традицией. Вместе с несколькими другими знатными родами, иерархия которых была общеизвестна и общепризнанна, род Ашина составлял верхушку своих общин, особое, наиболее привилегированное сословие. Удельные территории (улусы) управлялись шадами (принцами по крови), которые являлись и ближайшими родственниками кагана. На обломках «десятистрельной» державы тюрков, после ее падения, последовательно сменились этнополитические образования карлуков, огузов, кимеков, династии Караханидов, каракитаев. Все они явились приемниками тюркской государственности.
Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/4937
© e-history.kz
Объяснение: