Взять хотя бы историю с яблоней. «Если бы я узнал, что завтра настанет конец света, то сегодня я обязательно посадил бы яблоню», – сказал однажды Мартин Лютер. Это лишь одна из многих легенд, связанных с именем реформатора, которые с удовольствием продолжают рассказывать до сих пор, невзирая на отсутствие письменных свидетельств. В конце концов, не так важно, действительно ли Лютер произнес эти слова. Ведь всем и так известна его любовь к природе. Важно показать, насколько сильно он повлиял на немецкое общество. Исследователи предполагают, что это изречение приписали реформатору лишь после Второй мировой войны. В годы, когда люди жили в неуверенности относительно будущего, они вспомнили о Лютере. А сейчас мы отмечаем 500 лет со дня публикации 95 тезисов, а значит, снова пришло время обратиться к Лютеру и в очередной раз убедиться, насколько сильно его влияние до сих пор.
В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.
В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на и чтение Библии на собственном языке.
С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.
Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:
«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания. Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян. Их безумие переходит всякие границы».
Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.
Взять хотя бы историю с яблоней. «Если бы я узнал, что завтра настанет конец света, то сегодня я обязательно посадил бы яблоню», – сказал однажды Мартин Лютер. Это лишь одна из многих легенд, связанных с именем реформатора, которые с удовольствием продолжают рассказывать до сих пор, невзирая на отсутствие письменных свидетельств. В конце концов, не так важно, действительно ли Лютер произнес эти слова. Ведь всем и так известна его любовь к природе. Важно показать, насколько сильно он повлиял на немецкое общество. Исследователи предполагают, что это изречение приписали реформатору лишь после Второй мировой войны. В годы, когда люди жили в неуверенности относительно будущего, они вспомнили о Лютере. А сейчас мы отмечаем 500 лет со дня публикации 95 тезисов, а значит, снова пришло время обратиться к Лютеру и в очередной раз убедиться, насколько сильно его влияние до сих пор.
В этом году исполняется 500 лет с того момента, как немецкий теолог Мартин Лютер 31 октября 1517 году представил свои 95 тезисов, проложивших дорогу Реформации и евангелическо-лютеранской церкви, которая обосновалась во многих странах северной Европы.
В юбилейные дни вспоминают Мартина Лютера как мужественного теолога, который с риском для собственной жизни восставал против злоупотребления властью Папой и защищал право простого человека на и чтение Библии на собственном языке.
С темными сторонами Мартина Лютера церковь сегодня неохотно имеет дело. Не только евреев Лютер считал отбросами общества. Крестьяне, которые поднимали восстания, тоже вызывали отвращение Лютера. Ведь хотя Лютер и защищал маленького человека, он проповедовал уважение и смирение перед властью.
Те крестьяне, которые, отчасти вдохновленные и Мартином Лютером, поднимали восстание и требовали более справедливого деления земли и имущества, могли не ждать какого-то понимания со стороны лидера Реформации. Напротив, Лютер считал, что бунтовщики заслуживали того, чтобы быть убитыми:
«Пусть все, кто может, рубят, убивают и закалывают их, открыто или тайно, ведь никто не может быть более отвратительным, разлагающим или более дьявольским, чем тот, кто поднимает восстания. Это подобно тому, как необходимо убивать взбесившуюся собаку: если ты не убьешь ее, то будешь убит сам, и вся страна вместе с тобой. Не думаю, что сейчас хоть один дьявол остался в преисподней, все они вселились в крестьян. Их безумие переходит всякие границы».
Так в 1525 году Лютер в семистраничном письме открестился от требующих справедливости крестьян. Тогда крестьянское восстание переросло в настоящий набег. Крепости, замки и монастыри грабились и сжигались, знать и землевладельцев убивали. По подсчетам, было убито до 100 тысяч крестьян, прежде чем в королевстве Германия вновь восстановился порядок.