История России 6 класс 2 часть 22 параграф 5 пункт Особенности живописи

flywitch flywitch    1   27.04.2020 14:39    1

Ответы
valentina05ru valentina05ru  13.10.2020 22:59

VII – IX вв. сла­вяне за­ня­ли об­шир­ную тер­ри­то­рию Во­сточ­ной Ев­ро­пы. Они рас­се­ли­лись на тер­ри­то­рии от Ла­дож­ско­го озера до сред­не­го те­че­ния реки Днепр, от реки Буг до вер­хо­вий Дне­пра. Осо­бен­но­стью рас­се­ле­ния сла­вян было то, что пле­мен­ные союзы во­сточ­ных сла­вян сло­жи­лись в бас­сей­нах круп­ных рек, где впо­след­ствии воз­ник­ли цен­тры пле­мен­ных кня­жеств. В рай­оне озера Иль­мень и реки Двины рас­се­ли­лись сла­вяне иль­мен­ские. В рай­оне реки При­пя­ти рас­се­ли­лись дре­го­ви­чи и древ­ляне. В вер­хо­вьях Дне­пра по рекам Сож и Сейм жили ра­ди­ми­чи. В сред­нем те­че­нии Дне­пра рас­се­ли­лись по­ляне. В бас­сейне реки Десны — се­ве­ряне. На се­ве­ро-во­сто­ке, в бас­сейне реки Оки, — вя­ти­чи.

Рис. 1. Рас­се­ле­ние во­сточ­ных сла­вян (Ис­точ­ник)

Ос­нов­ные за­ня­тия сла­вян ис­хо­ди­ли из осо­бен­но­стей земли. В лесах прак­ти­ко­ва­лось под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие. Степ­ную же землю осва­и­ва­ли путем пе­ре­ло­га. Но все равно уро­жай­ность была низ­кая по при­чине рез­ко-кон­ти­нен­таль­но­го кли­ма­та. Дру­ги­ми про­мыс­ла­ми сла­вян яв­ля­лись ры­бо­лов­ство, охота, также было рас­про­стра­не­но борт­ни­че­ство. Нов­го­род­ско-иль­мен­ский край был богат ле­са­ми, там рас­цве­тал пуш­ной про­мы­сел. В южных об­ла­стях прак­ти­ко­ва­лась охота на лосей и мед­ве­дей. Оби­лие рек, озер, хо­ро­шо раз­ветв­лен­ная вод­но­транс­порт­ная си­сте­ма спо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию су­до­ход­ства, тор­гов­ли, раз­лич­ных ре­ме­сел, обес­пе­чи­ва­ю­щих про­дук­цию для об­ме­на. На пе­ре­пу­тьях тор­го­вых путей ос­но­вы­ва­лись круп­ные го­ро­да, пле­мен­ные цен­тры, такие как Киев и дру­гие.

Рис. 2. Под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (Ис­точ­ник)

На­ка­нуне об­ра­зо­ва­ния го­су­дар­ствен­но­сти во­сточ­ные сла­вяне жили со­сед­ской об­щи­ной, в ко­то­рой офор­ми­лась част­ная соб­ствен­ность. У каж­дой семьи было право на рас­чи­щен­ную землю — ля­ди­ну. В сла­вян­ском об­ще­стве вы­де­ля­лись во­ен­ные вожди, и фор­ми­ро­ва­лась дру­жи­на. Дру­жи­на – это осо­бая груп­па на­се­ле­ния, за­ни­ма­ю­ща­я­ся толь­ко во­ен­ной де­я­тель­но­стью, в част­но­сти по­хо­да­ми. Для обо­ро­ны же су­ще­ство­ва­ло опол­че­ние сво­бод­ных об­щин­ни­ков. Дру­жин­ни­ки не толь­ко участ­во­ва­ли в за­во­е­ва­тель­ных по­хо­дах, но и управ­ля­ли при­со­еди­нен­ны­ми зем­ля­ми. Во главе стоял князь, ко­то­ро­му под­чи­ня­лись дру­жи­на и во­е­во­ды. Ниже по по­ло­же­нию шли смер­ды или, как их еще на­зы­ва­ли, мужи (главы пат­ри­ар­халь­ных семей, у ко­то­рых было право участ­во­вать в вой­ске). Еще более  низ­кий ста­тус имела че­лядь — это члены семей мужей и хо­ло­пы, не име­ю­щие права участ­во­вать в вой­ске.

Слож­ной, раз­но­об­раз­ной, с де­таль­но раз­ра­бо­тан­ны­ми обы­ча­я­ми была ре­ли­гия во­сточ­ных сла­вян. Ее ис­то­ки ухо­дят в ин­до­ев­ро­пей­ские древ­ние ве­ро­ва­ния, ко вре­ме­нам па­лео­ли­та. Ре­ли­гия, су­ще­ство­вав­шая у раз­ных на­ро­дов до при­ня­тия ими хри­сти­ан­ства или ис­ла­ма, на­зы­ва­лась язы­че­ством (мно­го­бо­жие). Сла­вяне на­се­ли­ли мир раз­ны­ми бо­га­ми и бо­ги­ня­ми. Во главе их стоял ве­ли­кий Сва­рог — бог все­лен­ной. Его сы­но­вья — сва­ро­жи­чи — солн­це и огонь, были но­си­те­ля­ми света и тепла. Бог солн­ца Даж­дь­бог весь­ма по­чи­тал­ся сла­вя­на­ми. Мо­ли­лись сла­вяне роду и ро­жа­ни­цам — богу и бо­ги­ня­ми пло­до­ро­дия. Этот культ был свя­зан с зем­ле­дель­че­ски­ми за­ня­ти­я­ми на­се­ле­ния и по­это­му был осо­бен­но по­пу­ля­рен. Бог Велес по­чи­тал­ся у сла­вян как  по­кро­ви­тель ско­то­вод­ства, Стри­бог по­ве­ле­вал вет­ра­ми. По мере сли­я­ния сла­вян с неко­то­ры­ми иран­ски­ми и фин­но-угор­ски­ми  пле­ме­на­ми их боги пе­ре­ко­че­ва­ли и в сла­вян­ский пан­те­он. Так в VIII – IX веках у сла­вян по­чи­тал­ся иран­ский бог солн­ца Хорос. С на­ча­лом во­ен­ных по­хо­дов у сла­вян все боль­ше на пер­вый план вы­дви­га­ет­ся за­им­ство­ван­ный у бал­тов  бог грома и мол­нии Перун. По­яв­ля­ет­ся осо­бое от­но­ше­ние к по­гиб­шим во­и­нам (по­гре­баль­ные ко­ст­ры, кур­га­ны и так далее). У сла­вян су­ще­ство­вал го­до­вой цикл зем­ле­дель­че­ских празд­ни­ков: Ко­ля­да, день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, мас­ле­ни­ца, 1-2 мая от­ме­ча­ли по­яв­ле­ние пер­вых ве­сен­них всхо­дов, празд­ник Ивана Ку­па­лы и так далее. Мно­гие из этих празд­ни­ков со­хра­ни­лись и сей­час. В каж­дом доме у сла­вян были идолы богов, также су­ще­ство­вал культ Шуров, неболь­ших се­мей­ных идо­лов домов.

Рис. 3. Перун (Ис­точ­ник)

Не со всеми со­се­дя­ми у сла­вян были дру­же­ские от­но­ше­ния. В сла­вян­ских пре­да­ни­ях рас­ска­зы­ва­ет­ся о на­па­де­нии тюр­ко­языч­ных ко­чев­ни­ков ава­ров на сла­вян­ское племя ду­ле­бов. В VIII веке во­сточ­но­сла­вян­ские пле­ме­на полян, се­ве­рян, вя­ти­чей и ра­ди­ми­чей по­ко­ри­ли ха­за­ры, за­ста­вив их пла­тить дань.

Итак, про­жи­вая в окру­же­нии раз­лич­ных пле­мен и на­ро­дов, во­сточ­ные сла­вяне сфор­ми­ро­ва­ли осо­бую ци­ви­ли­за­цию

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме История