«Страна чудес», Индия, в Новое время на самом деле была значительно разнообразнее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племен: земледельцы, скотоводы-кочевники, охотники.
Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была отдельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запрещены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.
Основные касты Индии (всего около 3000 каст)
Хозяйство
Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую общину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кормили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца продолжали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые считались священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, наоборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых растений. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.
Правители индийских государств (раджи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве наместников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, воины не получали жалованья, и государство быстро завоевывал соседний правитель. Новый правитель восстанавливал «справедливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так продолжалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей.
Индийский ткач
Ювелирное изделие индийских ремесленников
Ремесло и торговля
Индийские города были, прежде всего, столицами правителей государств. Именно правитель, придворная знать и чиновники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если правитель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремесленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережья Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из черного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.
Население
«Страна чудес», Индия, в Новое время на самом деле была значительно разнообразнее, чем могли себе представить европейцы. В Индии проживало около 20 больших народов и более 1000 малых народностей и племен: земледельцы, скотоводы-кочевники, охотники.
Впрочем, главным для жителей Индии было деление не на народы, а на касты — замкнутые группы людей, наследующие свои профессии, права и обязанности. Каждая сельская и городская профессия была отдельной кастой, и всего их насчитывалось около 400. Переход из касты в касту и даже браки между людьми разных каст были строго запрещены. В начале Нового времени в Индии около 15 миллионов человек обитало в городах и 85 миллионов — в деревнях.
Основные касты Индии (всего около 3000 каст)
Хозяйство
Каждая индийская деревня представляла собой одну соседскую общину. Земледельцы сообща делили землю под семейные поля, вместе платили 1/6 урожая сборщикам государственных налогов, вместе кормили ремесленников, которые обеспечивали общинников орудиями, посудой и одеждой. Главными орудиями индийского земледельца продолжали оставаться деревянный плуг с железным однозубым лемехом и лопата. Индийские крестьяне держали много коров (которые считались священными животными, и их нельзя было убивать) и могли обильно удобрять пашню навозом. Они умели орошать землю или, наоборот, отводить от нее лишнюю воду. Используя многополье, индийцы постоянно чередовали посадку зерновых культур и травянистых растений. Все эти приемы в условиях теплого климата и плодородных земель позволяли выращивать по два-три урожая в год.
Правители индийских государств (раджи, падишахи, султаны) не вмешивались в жизнь общины. Они были верховными собственниками всех подвластных им земель. Их военачальники в качестве наместников управляли целыми областями и собирали с общин установленный налог. На эти средства нанимались воины для службы в войске правителя. Увеличение налогов приводило к разорению общин, воины не получали жалованья, и государство быстро завоевывал соседний правитель. Новый правитель восстанавливал «справедливый налог», который не менялся в течение нескольких поколений. И так продолжалось сотни лет, несмотря на смену народов, религий, появление пушек и ружей.
Индийский ткач
Ювелирное изделие индийских ремесленников
Ремесло и торговля
Индийские города были, прежде всего, столицами правителей государств. Именно правитель, придворная знать и чиновники были главными покупателями для ремесленников и торговцев. Если правитель переезжал на новое место, то за ним уходили и горожане, а город через несколько лет поглощался джунглями. Профессиональные секреты и традиции, передававшиеся внутри каждой ремесленной касты из поколения в поколение, сделали индийских мастеров лучшими в мире. Через порты западного и восточного побережья Индийского океана по всему миру расходилось оружие, сделанное из прочнейшей стали. На рынках разных стран продавались тончайшие хлопчатобумажные ткани, окрашенные в яркие цвета; шерстяные шали, которые можно было продеть сквозь маленькое кольцо; ларцы из черного дерева с резными фигурками из слоновой кости. Каждое из этих изделий индийский мастер от начала и до конца делал сам, у порога своей глинобитной хижины.