I четверть Раздел «Казахстан в VI – IX веках»
Тема
Раннесредневековые государства на территории Казахстана
Цель обучения
6.3.1.2 Объяснять особенности развития тюркских государств в VI-IX веках, выявляя их сходства и различия
Критерий оценивания
Обучающийся
• Сравнивает особенности развития тюркских государств в VI-IX веках
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Заполните таблицу.
Название каганата
Хронология
Территория
Столица
Этнический
состав
Тюркский
Западно-Тюркский
Восточно-Тюркский
Тюргешский
Определите взаимосвязь между этими государствами
Дескрипторы
Обучающийся
- называет хронологию существования государств;
- называет территории расположения государств;
- называет столицы государств;
- называет этнический состав государств;
- определяет взаимосвязь между государствами.
Тема
Письменность древних тюрков
Цель обучения
6.2.3.1 Объяснять значение древнетюркской
письменности
Критерий оценивания
Обучающийся
• Выделяет историческое значение древнетюркской письменности
Уровень мыслительных
навыков
Применение
Задание
Прочитайте отрывок перевода текста памятника древнетюркской письменности (Памятник Культегина. Малая надпись) и ответьте на вопросы.
Тенгри рожденный –
Я, тюркский каган,
В Тенгрии существующий –
Я, мудрый каган,
В мире изменчивом,
Возвышен Судьбой,
Воссел по Закону –
На Трон кочевой!
Когда наверху Небо-Тенгри,
А внизу бурая Земля возникли
в Вечности –
Сотворены были меж ними
Сыны человеческие…
Предки мои Бумын, Истеми -
По милости Тенгри
каганами стали,
Тюрков народ и Закон тюркский -
Они сохраняли,
Они возвышали!
Со всех сторон были враги,
В походах великих мы их покорили,
Народам простым –
Мир подарили!
Головы имеющих –
Заставили склониться,
Колени имеющих –
Заставили преклониться!
Вперед – до Хингана,
Назад – до Железных Ворот,
Мы расселили
Могучий народ!
И пределов величья не зная,
Свободный народ Тюрков Небесных
Царственно кочевал
В кочевьях беспечных!
Эти каганы были мудры,
Эти каганы были велики,
И Вечное Небо хранит –
Их светлые лики!
Какие сведения об истории Тюркского каганата приводятся в данном тексте?
Какие сведения о религии тюрков можно получить из этого текста?
Дескрипторы
Обучающийся
− выделяет сведения об истории тюркского каганата из отрывка памятника древнетюркской письменности;
− выделяет сведения о религии тюрков из отрывка памятника древнетюркской письменности.
Тема
Атлахская битва
Цель обучения
6.2.2.3 Характеризовать достижения кочевников в военном искусстве
Критерий оценивания
Обучающийся
• Описывает достижения военного искусства кочевников
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Задание
Используя иллюстрации, опишите вооружение воинов-кочевников.
Дескрипторы
Обучающийся
− описывает использования конницы на войне у тюрков;
− описывает использование лука и стрел на войне у тюрков;
− описывает общее военное снаряжение у тюрков (доспехи, холодное оружие).