Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции)[3].
Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение — составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).
По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки:
Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях взглядах, настроениях, состояниях;Данные языка;Обычаи, нравы, учреждения;Монументы;Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.
Историк Л. Н. Пушкарёв[4] подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Тип, по Л. Н. Пушкарёву, «это высшая систематическая категория». Отличительной чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников:
Письменные;Вещественные;Этнографические;
Тип «письменные» исторические источники подразделялся на два рода:
Документальные;Повествовательные;
Документальные исторические источники воплощают в себе действительность, а повествовательные отображают её через сознание их авторов.
Виды — еще более мелкая градация. Под видом Пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы».
В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);Б) изобразительно-графические;В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
3. Словесные источники:
А) разговорная речь;Б) памятники устного творчества (фольклор);В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).
Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции)[3].
Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение — составляют историческую традицию. Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).
По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки:
Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях взглядах, настроениях, состояниях;Данные языка;Обычаи, нравы, учреждения;Монументы;Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.Историк Л. Н. Пушкарёв[4] подразделял исторические источники на типы, роды, виды. Тип, по Л. Н. Пушкарёву, «это высшая систематическая категория». Отличительной чертой типа является сам принцип хранения. Пушкарёв выделил следующие три типа исторических источников:
Письменные;Вещественные;Этнографические;Тип «письменные» исторические источники подразделялся на два рода:
Документальные;Повествовательные;Документальные исторические источники воплощают в себе действительность, а повествовательные отображают её через сознание их авторов.
Виды — еще более мелкая градация. Под видом Пушкарёв понимает «исторически сложившийся комплекс письменных источников, для которых характерны сходные признаки их структуры, их внутренней формы».
В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.
1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
2. Изобразительные источники:
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);Б) изобразительно-графические;В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).3. Словесные источники:
А) разговорная речь;Б) памятники устного творчества (фольклор);В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы — видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) — коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).