Городская реформа, как и земская, не была основана на принципе всеобщего избирательного права. Каковы были её особенности?
1 В выборах могли участвовать женщины и мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги.
2 В выборах принимали участие только крупные владельцы
недвижимости.
3 Реформа не распространялась на территории Средней Азии, Польши и Финляндии.
4 Деятельность городского самоуправления контролировалась государством, которое могло наложить запрет на любое решение думы.
5 Гласные в городскую думу избирались только из числа дворян.
6 Все избиратели делились на три курии в соответствии с величиной
уплачиваемых в пользу города налогов.
Россия не стояла в стороне от демократических исканий европейских народов. Раскрепощение личности, создание правовых гарантий для разнообразных видов продуктивной творческой деятельности, возможность влиять на властные структуры — все это рассматривалось отечественными мыслителями как необходимые предпосылки для прогрессивного развития страны.
К сожалению, только поражение в Крымской войне (1853—1856 гг.) заставило Дом Романовых, правящую бюрократию и верхи дворянства вновь приступить к реформам. Земская реформа была тесно связана с отменой крепостного права (1861 г.) и логически вытекала из неё, так как на смену «отеческому помещичьему попечению» должна была прийти новая система организации населения с участием его самого. Освобождение крестьян от крепостной зависимости существенно изменило их личностно-правовой статус.
На свыше 20 млн. вчерашних крепостных неизбежно должны были распространиться качественно новые формы отношений между индивидом и государством. Предстояло определить их место в имущественной сфере, в сельской общине. Крестьяне неизбежно должны были занять определённое положение в модернизированной системе местного управления.
1) В выборах могли участвовать женщины и мужчины, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Это означает, что для участия в выборах необходимо было быть совершеннолетним и платить налоги, связанные с городской жизнью. Таким образом, горожане, которые активно участвовали в городской жизни и платили налоги, получали право голоса.
2) В выборах принимали участие только крупные владельцы недвижимости. Это означает, что только лица, которые являлись владельцами большого имущества в городе, могли принимать участие в выборах. Благодаря этому, в выборах избирались люди, которые имели большое влияние на городскую жизнь и развитие.
3) Реформа не распространялась на территории Средней Азии, Польши и Финляндии. Это означает, что изменения, которые вносились в городское самоуправление, не затрагивали данные территории. Это связано с тем, что данные области имели свои особенности в организации городской жизни и, возможно, уже имели свои собственные формы самоуправления.
4) Деятельность городского самоуправления контролировалась государством, которое могло наложить запрет на любое решение думы. Государство имело возможность контролировать работу городской думы и имело право отменить или запретить любое принятое решение. Это давало государству значительное влияние на городское самоуправление и обеспечивало выполнение своих интересов.
5) Гласные в городскую думу избирались только из числа дворян. Это означает, что только представители дворянства, которые обычно являлись знатными лицами, имели право быть избранными в городскую думу. Такое условие отбирало круг кандидатов и ограничивало участие других слоев населения в городском самоуправлении.
6) Все избиратели делились на три курии в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города налогов. Это означает, что избиратели группировались в три категории, в зависимости от суммы налогов, которые они платили. Таким образом, чем больше человек платил налогов, тем больше голосов у него было в выборах.
Таким образом, городская реформа отличалась от земской реформы и не базировалась на всеобщем избирательном праве. В выборах могли участвовать граждане, платившие городские налоги, владельцы недвижимости и представители дворянства. Однако государство имело контроль над городским самоуправлением и устанавливало правила для принятия решений в думе.