са́ки — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён i тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’ (ср. осет. sag 'олень'). и древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. в ахеменидских надписях «саками» называются все скифы.
считаются потомками носителей древностей срубной и алакульского варианта андроновской культур. именно на основе андроновского антропологического типа формируется сакское население средней азии. таким образом, антропологические данные заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савроматов с андроновской, полученное ретроспективным методом.
тиграхауды
в vii-iv вв. до н. э. территория средней азии и казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka». геродот (v в. до н. э. ) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.
сакские племена были современниками скифов, обитавших в северном причерноморье и приднепровье, и савроматов – в нижнем поволжье и южном приуралье, современники персов кира и дария i и греков эпохи александра македонского.
хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. в vi-v вв. до н. э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии ахеменидов. поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводится многословные, но достоверные сведения о саках. так, в них сообщается о трёх больших группах саков: саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки) , саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаом) и саки-тиай-пара-дарай (саки, которые за морем) .
…сокровища из кургана иссык вызвали большой интерес и получили широкую известность сразу же после открытия. работая над иссыкским комплексом, параллельно с научным осмыслением, велись реставрационные работы и изготавливались точные копии золотых изделий, воссоздавались форма головного убора, одежда и обувь, восстанавливалась система первоначального размещения на них предметов украшения. при этом в работе были использованы сведения, извлеченные из письменных и археологических источников: сообщения античных и ахеменидских авторов о сакских племенах, скифские и сакские миниатюры на металле, рельефы персепольских дворцов и другие. восстановительная работа заняла три года (1971 - 1973). в итоге была создана уникальная модель одежды, головного убора и обуви, украшенных копиями золотых предметов. достоверность этой реконструкции стала возможность тому, что все украшения костюма и головного убора лежали не потревоженными в той последовательности, в которой они были нашиты на одежду погребённого.
модель «человека в золотой одежде» из кургана иссык является постоянным экспонатом музея археологии академии наук казахстана.
саки
са́ки — собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён i тыс. до н. э. — первых веков н. э. в античных источниках. название восходит к скифскому слову saka – ‘олень’ (ср. осет. sag 'олень'). и древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. в ахеменидских надписях «саками» называются все скифы.
считаются потомками носителей древностей срубной и алакульского варианта андроновской культур. именно на основе андроновского антропологического типа формируется сакское население средней азии. таким образом, антропологические данные заключение о преемственности культуры ираноязычных саков и савроматов с андроновской, полученное ретроспективным методом.
тиграхауды
в vii-iv вв. до н. э. территория средней азии и казахстана населяли племена, известные из ахеменидских источников под собирательным именем «saka». геродот (v в. до н. э. ) и другие античные авторы называли их азиатскими скифами, отличая от скифов европейских.
сакские племена были современниками скифов, обитавших в северном причерноморье и приднепровье, и савроматов – в нижнем поволжье и южном приуралье, современники персов кира и дария i и греков эпохи александра македонского.
хотя саки были взаимосвязаны со всеми этими племенами и народностями, но в наиболее тесном и прямом контакте находились с древними персами. в vi-v вв. до н. э. они даже входили в состав иранской империи времени правления первых царей из династии ахеменидов. поэтому в ахеменидских клинописных (письменных) источниках приводится многословные, но достоверные сведения о саках. так, в них сообщается о трёх больших группах саков: саки-тиграхауда (саки, носящие остроконечные шапки) , саки-хаомаварга (саки, варящие напиток хаом) и саки-тиай-пара-дарай (саки, которые за морем) .
…сокровища из кургана иссык вызвали большой интерес и получили широкую известность сразу же после открытия. работая над иссыкским комплексом, параллельно с научным осмыслением, велись реставрационные работы и изготавливались точные копии золотых изделий, воссоздавались форма головного убора, одежда и обувь, восстанавливалась система первоначального размещения на них предметов украшения. при этом в работе были использованы сведения, извлеченные из письменных и археологических источников: сообщения античных и ахеменидских авторов о сакских племенах, скифские и сакские миниатюры на металле, рельефы персепольских дворцов и другие. восстановительная работа заняла три года (1971 - 1973). в итоге была создана уникальная модель одежды, головного убора и обуви, украшенных копиями золотых предметов. достоверность этой реконструкции стала возможность тому, что все украшения костюма и головного убора лежали не потревоженными в той последовательности, в которой они были нашиты на одежду погребённого.
модель «человека в золотой одежде» из кургана иссык является постоянным экспонатом музея археологии академии наук казахстана.