С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. Летописи стали вестись во всех княжествах, летописание приобретает областной характер. Наиболее значительными центрами летописания становятся, кроме Киева и Новгорода, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Владимир, Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский, Рязань и другие города.
Местные летописцы сосредоточивали внимание на локальных событиях, но рассматривали историю своих земель как продолжение истории Русского государства и сохраняли в составе местных летописей "Повесть временных лет". Появляются родовые княжеские летописи, - жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. В местном летописании появлялись индивидуальные черты.
Так, для Галицко-Волынской летописи, повествующей о событиях в жизни Галицко - Волынского княжества с начала XIII в. до 1292 г., характерны светскость и поэтичность манеры изложения. Главное внимание летопись уделяет борьбе княжеской власти с непокорным боярством. Особенно местный характер отличает новгородское летописание. Новгородские летописцы подробно описывают события внутриновгородской жизни с XI по XV вв. с позиций боярства, именитого купечества и других представителей господствующего класса.
Новгородское летописание отражает жизнь Новгорода с ее бурными политическими событиями и ожесточенной борьбой как между различными кланами богатейших землевладельцев и собственников, так и между различными социальными группами Новгородской земли. В то же время стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью, отсутствием церковной риторики.
Владимирские князья претендовали на общерусское первенство, поэтому владимиро-суздальские летописцы стремились придать своим летописям общерусский характер, представить себя и свою землю преемниками Киевской Руси и для этого широко использовали религиозную аргументацию, чего не было в других летописных центрах.
Во Владимиро-Суздальском княжестве в середине XII в. возводились небольшие одноглавые храмы, напоминавшие новгородские постройки (церкви Преображения в Переяславле-Залесском, Святых Бориса и Глеба в Кидекше, храмы в Юрьеве). Но в годы княжения Андрея Боголюбского (1157– 1174) во владимиро-суздальском зодчестве рельефно проявились существенные особенности. Стремясь укрепить свою власть и претендуя на главенство среди русских князей, А. Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественных постройках. Грандиозный Успенский собор (главная святыня г. Владимира) с пятью золочеными главами и галереями, богато украшенный резным камнем, соперничал в богатстве с Софией Киевской. Дмитриевский собор (домовая церковь князя) был меньше по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой, за что получил название «поэма в камне».
Подлинным шедевром архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. возле загородной резиденции князя Андрея Боголюбского (по летописи князь построил храм, печалясь о смерти любимого сына Изяслава). Гармонией форм, легкостью пропорций, поэтичностью архитектурного образа этот храм приобрел славу уникального творения древнерусских зодчих. В летописи сказано, что в строительстве Покровского храма принимали участие мастера «от всех земель».
С XII в. начинается новый период в истории русского летописания. Летописи стали вестись во всех княжествах, летописание приобретает областной характер. Наиболее значительными центрами летописания становятся, кроме Киева и Новгорода, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Владимир, Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский, Рязань и другие города.
Местные летописцы сосредоточивали внимание на локальных событиях, но рассматривали историю своих земель как продолжение истории Русского государства и сохраняли в составе местных летописей "Повесть временных лет". Появляются родовые княжеские летописи, - жизнеописания отдельных князей, исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, как правило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. В местном летописании появлялись индивидуальные черты.
Так, для Галицко-Волынской летописи, повествующей о событиях в жизни Галицко - Волынского княжества с начала XIII в. до 1292 г., характерны светскость и поэтичность манеры изложения. Главное внимание летопись уделяет борьбе княжеской власти с непокорным боярством. Особенно местный характер отличает новгородское летописание. Новгородские летописцы подробно описывают события внутриновгородской жизни с XI по XV вв. с позиций боярства, именитого купечества и других представителей господствующего класса.
Новгородское летописание отражает жизнь Новгорода с ее бурными политическими событиями и ожесточенной борьбой как между различными кланами богатейших землевладельцев и собственников, так и между различными социальными группами Новгородской земли. В то же время стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью, отсутствием церковной риторики.
Владимирские князья претендовали на общерусское первенство, поэтому владимиро-суздальские летописцы стремились придать своим летописям общерусский характер, представить себя и свою землю преемниками Киевской Руси и для этого широко использовали религиозную аргументацию, чего не было в других летописных центрах.
Во Владимиро-Суздальском княжестве в середине XII в. возводились небольшие одноглавые храмы, напоминавшие новгородские постройки (церкви Преображения в Переяславле-Залесском, Святых Бориса и Глеба в Кидекше, храмы в Юрьеве). Но в годы княжения Андрея Боголюбского (1157– 1174) во владимиро-суздальском зодчестве рельефно проявились существенные особенности. Стремясь укрепить свою власть и претендуя на главенство среди русских князей, А. Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир, и его политические претензии нашли выражение в пышных, величественных постройках. Грандиозный Успенский собор (главная святыня г. Владимира) с пятью золочеными главами и галереями, богато украшенный резным камнем, соперничал в богатстве с Софией Киевской. Дмитриевский собор (домовая церковь князя) был меньше по размерам, но сверху донизу украшен искусной резьбой, за что получил название «поэма в камне».
Подлинным шедевром архитектуры стала церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г. возле загородной резиденции князя Андрея Боголюбского (по летописи князь построил храм, печалясь о смерти любимого сына Изяслава). Гармонией форм, легкостью пропорций, поэтичностью архитектурного образа этот храм приобрел славу уникального творения древнерусских зодчих. В летописи сказано, что в строительстве Покровского храма принимали участие мастера «от всех земель».