Культура Западной и Центральной ЕвропыПредставления человека о мире
В первые столетия средневековья немногие бывали за пределами своей сельской округи. Знания большинства людей о мире ограничивались тем, что было видно с самого высокого здания — колокольни местной церкви. При натуральном хозяйстве связи между селениями были крайне редкими. По плохим дорогам скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было преодолеть путь лишь в несколько десятков километров. О других странах поступали скудные, отрывочные сведения. Долгое время европейцы не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах. Фантазия человека населяла дальние страны диковинными животными и птицами, людьми с хвостами, лошадиными ногами, песьими головами, карликами величиной с кулак.
Представления древних ученых о том, что Земля — шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Многие считали, что Земля — это диск, покрытый небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда людям планет.
Время люди не ценили, да и не стремились знать его. В ясную погоду пользовались солнечными часами, определяя время по тени, которую отбрасывала вбитая в землю палка. Лишь в монастырях и домах знати изредка встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов, призывавших к молитве.
Со времен античности сохранилось деление года на 12 месяцев, остались и их римские названия. Но как для христианина год для человека был также расчленен церковными праздниками — Рождеством, Пасхой и другими.
В Западной Европе переход от античности к средним векам на первых порах сопровождался упадком культуры.
Как учились в церковной школе
Грамотных людей не было не только среди крестьян, они редко встречались и среди феодалов. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви: они должны были читать Библию и другие религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Поэтому христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Она сберегла от культуры античного мира то, что ей было нужно: школу, письменность, некоторые знания.
В полное школьное образование с античных времен входило изучение «семи свободных искусств»: в низший уровень включались грамматика, риторика (красноречие) и диалектика (она понималась как искусство спора), а в высший — арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В церковных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Школяры сначала заучивали наизусть множество молитв и тексты из Библии, учились чтению, письму, счету и церковному пению. Счет велся римскими цифрами и был довольно труден; умножать и делить большие числа тогда не умели. Астрономические знания использовались для того, чтобы высчитывать сроки некоторых церковных праздников. По геометрии в основном сообщали сведения, необходимые для возведения церковных зданий, учили понимать чертежи и карты.
В странах Западной Европы детей обучали на латинском языке, на котором тогда ни один народ уже не говорил. Но на нем писали книги, читали молитвы, записывали законы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди предлагал ученикам читать из нее отрывки.
Школяры были под постоянным надзором и подчинялись тем же правилам, что и взрослые монахи. Нерадивых и непослушных учеников жестоко били. О человеке, получившем образование, говорили, что он «вырос под розгой учителя».
В первые столетия средневековья немногие бывали за пределами своей сельской округи. Знания большинства людей о мире ограничивались тем, что было видно с самого высокого здания — колокольни местной церкви. При натуральном хозяйстве связи между селениями были крайне редкими. По плохим дорогам скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было преодолеть путь лишь в несколько десятков километров. О других странах поступали скудные, отрывочные сведения. Долгое время европейцы не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах. Фантазия человека населяла дальние страны диковинными животными и птицами, людьми с хвостами, лошадиными ногами, песьими головами, карликами величиной с кулак.
Представления древних ученых о том, что Земля — шар, не были полностью забыты. Но некоторые средневековые ученые это отвергали, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». Многие считали, что Земля — это диск, покрытый небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда людям планет.
Время люди не ценили, да и не стремились знать его. В ясную погоду пользовались солнечными часами, определяя время по тени, которую отбрасывала вбитая в землю палка. Лишь в монастырях и домах знати изредка встречались известные с античных времен водяные и песочные часы. Для большинства людей время суток указывал звон церковных колоколов, призывавших к молитве.
Со времен античности сохранилось деление года на 12 месяцев, остались и их римские названия. Но как для христианина год для человека был также расчленен церковными праздниками — Рождеством, Пасхой и другими.
В Западной Европе переход от античности к средним векам на первых порах сопровождался упадком культуры.
Как учились в церковной школеГрамотных людей не было не только среди крестьян, они редко встречались и среди феодалов. Многие рыцари вместо подписи ставили крест. Даже короли не всегда умели читать и писать. Долгое время в Западной Европе грамотными были только служители церкви: они должны были читать Библию и другие религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
Поэтому христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Она сберегла от культуры античного мира то, что ей было нужно: школу, письменность, некоторые знания.
В полное школьное образование с античных времен входило изучение «семи свободных искусств»: в низший уровень включались грамматика, риторика (красноречие) и диалектика (она понималась как искусство спора), а в высший — арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В церковных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Школяры сначала заучивали наизусть множество молитв и тексты из Библии, учились чтению, письму, счету и церковному пению. Счет велся римскими цифрами и был довольно труден; умножать и делить большие числа тогда не умели. Астрономические знания использовались для того, чтобы высчитывать сроки некоторых церковных праздников. По геометрии в основном сообщали сведения, необходимые для возведения церковных зданий, учили понимать чертежи и карты.
В странах Западной Европы детей обучали на латинском языке, на котором тогда ни один народ уже не говорил. Но на нем писали книги, читали молитвы, записывали законы. Нередко на всю школу была только одна книга, учитель по очереди предлагал ученикам читать из нее отрывки.
Школяры были под постоянным надзором и подчинялись тем же правилам, что и взрослые монахи. Нерадивых и непослушных учеников жестоко били. О человеке, получившем образование, говорили, что он «вырос под розгой учителя».