Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.
Государственный строй Франции в этот период характеризовался децентрализацией государственного управления. Отдельные части страны были слабо связаны в государственно-правовом отношении, а крупные феодалы обладали в своих владениях почти теми же правами, что и глава государства.
Король формально считался верховным сеньором (сюзереном). Реальная власть короля была, однако, ничтожной - крупные феодалы не считали для себя обязательным подчиняться его решениям. В своем домене король обладал более или менее широкими правами (верховного суда, взимания подати и т.п.). Но даже здесь феодалы проявляли неповиновение, самостоятельно распоряжались собранными податями, творили суд над крестьянами и своими вассалами, имели отряды рыцарей. И в королевском домене вассальные обязанности феодалов перед королем не были четко определены.
Первоначально короли избирались крупными феодалами. Чтобы сохранить за династией престол, короли еще при жизни стали возводить на него своих преемников.
Постепенно полномочия короля расширялись, укреплялись его армия, финансовая база. Король стал осуществлять опеку над церковью и получать часть ее доходов. Уже с XII в. устанавливается правило, по которому высшие сановники церкви приносят королю присягу верности. Съезды феодалов (королевская или генеральная курия) первоначально играли определенную роль в политической и государственной жизни Франции. На них избирался король, решались общие для страны вопросы. Съезды феодалов созывались, однако, от случая к случаю и не имели реальных средств для выполнения своих решений, если последние противоречили интересам отдельных крупных феодалов и их группировок. Значение съездов со временем падает. Короли стали созывать их лишь в торжественных случаях, например для коронации своих преемников.
Центральный аппарат управления начал складываться на основе дворцово-вотчинной системы, существовавшей во Франкском государстве. Советники и слуги короля, использовавшиеся также и для управления государством, начинают именоваться министериалами.
Среди них выделяется канцлер, заведовавший королевской канцелярией. Создается королевский совет, который начинает комплектоваться из людей незнатного происхождения, послушных воле короля, имеющих соответствующую подготовку (юридическое образование или знакомых с финансовым делом). Часто это были горожане, лица духовного звания, мелкие рыцари.
Управление в королевском домене осуществлялось чиновниками -прево. Первоначально они управляли королевскими имениями в данном округе, но затем стали выполнять судебные и административные полномочия, командовать окружным ополчением. С ростом королевского домена несколько таких округов стали объединяться под управлением бальи.
Суд на территории страны творили королевские чиновники, феодалы, церковь. Судебные полномочия короля первоначально распространялись лишь на территорию его домена, в других частях страны и в отдельных округах королевского домена ими обладали феодалы. Широкие судебные права принадлежали церкви. Церковным судам были подсудны не только священнослужители, но по ряду дел и миряне. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, а в других частях страны - суд крупных феодалов, в системе церковных судов - суд пап и их уполномоченных.
Другим фактором, содействовавшим процессу централизации, были изменения в расстановке сил внутри господствующего класса. Рост хозяйственной самостоятельности крестьян, улучшение их социального статуса, возрастающий отпор крестьянства затрудняли реализацию по отношению к нему внеэкономического принуждения. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. Одним из решающих факторов этого явилось возникновение развитие городов и товарно-денежных отношений, которое нарушило хозяйственную замкнутость отдельных территорий. Развитие городов породило новую социальную силу — сословие горожан, заинтересованных в усилении королевской власти, Возник политический союз городов и королевской власти. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. К этому их толкала надежда на извлечение дополнительных доходов от службы в королевской армии и растущем государственном аппарате.
Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.
Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.
Государственный строй Франции в этот период характеризовался децентрализацией государственного управления. Отдельные части страны были слабо связаны в государственно-правовом отношении, а крупные феодалы обладали в своих владениях почти теми же правами, что и глава государства.
Король формально считался верховным сеньором (сюзереном). Реальная власть короля была, однако, ничтожной - крупные феодалы не считали для себя обязательным подчиняться его решениям. В своем домене король обладал более или менее широкими правами (верховного суда, взимания подати и т.п.). Но даже здесь феодалы проявляли неповиновение, самостоятельно распоряжались собранными податями, творили суд над крестьянами и своими вассалами, имели отряды рыцарей. И в королевском домене вассальные обязанности феодалов перед королем не были четко определены.
Первоначально короли избирались крупными феодалами. Чтобы сохранить за династией престол, короли еще при жизни стали возводить на него своих преемников.
Постепенно полномочия короля расширялись, укреплялись его армия, финансовая база. Король стал осуществлять опеку над церковью и получать часть ее доходов. Уже с XII в. устанавливается правило, по которому высшие сановники церкви приносят королю присягу верности.
Съезды феодалов (королевская или генеральная курия) первоначально играли определенную роль в политической и государственной жизни Франции. На них избирался король, решались общие для страны вопросы. Съезды феодалов созывались, однако, от случая к случаю и не имели реальных средств для выполнения своих решений, если последние противоречили интересам отдельных крупных феодалов и их группировок. Значение съездов со временем падает. Короли стали созывать их лишь в торжественных случаях, например для коронации своих преемников.
Центральный аппарат управления начал складываться на основе дворцово-вотчинной системы, существовавшей во Франкском государстве. Советники и слуги короля, использовавшиеся также и для управления государством, начинают именоваться министериалами.
Среди них выделяется канцлер, заведовавший королевской канцелярией. Создается королевский совет, который начинает комплектоваться из людей незнатного происхождения, послушных воле короля, имеющих соответствующую подготовку (юридическое образование или знакомых с финансовым делом). Часто это были горожане, лица духовного звания, мелкие рыцари.
Управление в королевском домене осуществлялось чиновниками -прево. Первоначально они управляли королевскими имениями в данном округе, но затем стали выполнять судебные и административные полномочия, командовать окружным ополчением. С ростом королевского домена несколько таких округов стали объединяться под управлением бальи.
Суд на территории страны творили королевские чиновники, феодалы, церковь. Судебные полномочия короля первоначально распространялись лишь на территорию его домена, в других частях страны и в отдельных округах королевского домена ими обладали феодалы. Широкие судебные права принадлежали церкви. Церковным судам были подсудны не только священнослужители, но по ряду дел и миряне. Высшей судебной инстанцией в королевском домене был суд короля, а в других частях страны - суд крупных феодалов, в системе церковных судов - суд пап и их уполномоченных.
Другим фактором, содействовавшим процессу централизации, были изменения в расстановке сил внутри господствующего класса. Рост хозяйственной самостоятельности крестьян, улучшение их социального статуса, возрастающий отпор крестьянства затрудняли реализацию по отношению к нему внеэкономического принуждения. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. Одним из решающих факторов этого явилось возникновение развитие городов и товарно-денежных отношений, которое нарушило хозяйственную замкнутость отдельных территорий. Развитие городов породило новую социальную силу — сословие горожан, заинтересованных в усилении королевской власти, Возник политический союз городов и королевской власти. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. К этому их толкала надежда на извлечение дополнительных доходов от службы в королевской армии и растущем государственном аппарате.
Феодальная раздробленность объяснялась глубокими причинами, прежде всего отсутствием этнической общности населения, преобладанием в сознании частных интересов, а также господством натурального хозяйства, отсутствием общего рынка и слабостью экономических связей отдельных частей страны.
В