Дайте краткую характеристику правлению Карла X
2. Укажите причины появления политического кризиса. Не менее 3-х причин
3.Укажите, к каким действиям прибегнул Карл X , чтобы задушить оппозицию
4. Укажите, к чему привели действия Карла X
5. Укажите итоги "трех славных дней" в июле 1830 года
Вступление на престол Карла X предвещало открыто реакционный политический курс. Карлу было 67 лет, когда он стал королем Франции. Это был «человек
С первых же дней правления король стал подчеркивать свою приверженность «старине» и нежелание идти ни на какие компромиссы с «цареубийцами». В тронной речи он объявил о своем намерении ввести «улучшения, требуемые священными интересами религии», а также новые законы, предназначенные защитить «ограбленных революцией дворян».
О хартии король не вспомнил. Угроза новых гонений, таившаяся в этих словах, не замедлила осуществиться.
В апреле 1825 года был опубликован закон, который установил почти неограниченное господство церкви в области народного образования и культуры. Началось изъятие и сожжение «вредоносных» книг. Снова была открыта широкая дорога для деятельности иезуитов.
Огромный взрыв негодования в буржуазных кругах вызвал другой закон, опубликованный вслед за первым,— «закон о миллиардном вознаграждении эмигрантов» (1825 г.), по которому все бывшие земельные собственники получали денежное вознаграждение в 20 раз больше, чем был доход от конфискованных у них в 1790 году земель. Так, герцог Орлеанский, вернувшийся во Францию вместе с Бурбонами, получил 16 млн. франков, Лафайет получил 456 тыс. франков, герцог Шуазель — 1,1 млн. франков, Ла Рошфуко — 428 тыс. франков.
Для получения требуемого миллиарда правительство объявило о конверсии пятипроцентной государственной ренты в трехпроцентную, что чувствительно ущемило интересы буржуазии. Буржуазная оппозиция сразу подняла крик об «ограблении нации».
В 1826 году был издан закон о печати, подчинивший всю прессу жестокой цензуре и судебному преследованию ex officio (то есть по инициативе властей, без жалобы или требования судебного разбирательства со стороны оскорбленного лица).
Реакционная деятельность правительства быстрому росту буржуазной оппозиции, в которой видную роль играли ученые, писатели, публицисты. Оппозиция постепенно захватила все слои буржуазии. Торгово-промышленный кризис 1827 года активизировал деятельность буржуазной оппозиции. Все громче стали раздаваться голоса против правительства и против монархии Бурбонов в целом.
Буржуазия всех мастей начинала сплачиваться в своей борьбе против дворянско-клерикальной политики Бурбонов.
Центром сопротивления клерикализму сделался Парижский университет. В это время шумным успехом пользуется «Тартюф» Мольера, с его критикой религиозного ханжества и лицемерия, которого по странной случайности правительство не догадалось запретить; широкое распространение приобретают политически-острые песенки Беранже. Мощным орудием против католической реакции были сочинения просветителей XVIII века.
Оппозиционные настроения захватили и палату. Это заставило правительство распустить ее (1827). Однако новые выборы, против ожидания правительственной клики, усилили оппозицию в палате и дали меньшинство сторонникам министерства. Это было серьезное предупреждение правительству. Карл X счел нужным отступить: он дал отставку Виллелю (который возглавлял министерство с 1821 года), олицетворявшему собой реакционный курс, и назначил новый, менее реакционный по составу кабинет во главе с умеренным роялистом Мартиньяком (январь 1828 года—август 1829 года).
Пытаясь «успокоить умы», Мартиньяк провел некоторые половинчатые реформы, несколько ограничив влияние церкви в области народного образования и ослабив цензуру. Либеральная буржуазия не была удовлетворена деятельностью Мартиньяка и выступала против него с резкой критикой.
Ультрароялисты со своей стороны были также недовольны, считая, что Мартиньяк «подрывает основы» и «губит государство». Того же мнения придерживался Карл X. Воспользовавшись возросшей оппозицией правительству со стороны либералов, Карл X дал отставку Мартиньяку и снова создал ультрароялистское министерство во главе с реакционером князем Полиньяком (август 1829 года—июль 1830 года), который получил также и портфель министра иностранных дел.
Полиньяк принадлежал к фамилии, крайне непопулярной во время революции: его мать была подругой Марии-Антуаннеты, и вся семья близка ко двору Людовика XVI. При Наполеоне Полиньяк участвовал в роялистском заговоре Кадудаля, имевшем целью убийство Бонапарта, был осужден на смерть, но помилован. В 1815 году он публично выступал против хартии и долго не соглашался присягать ей. Это был человек недалекий и очень самонадеянный.
Все слои буржуазии, а также конституционалисты-роялисты выражали громкое негодование по поводу ультрареакционного состава министерства Полиньяка. «Тысячи зловещих слухов циркулируют в столице,— записывал в дневнике один современник,— и возбуждают смятение. Боятся нового усиления гнета, считают возможным новые нарушения хартии... Однако печальный опыт научил нас, что народ также умеет производить государственные перевороты».