азербайджанский ковёр — термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров. среди азербайджанских ковров выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские[2] и тебризские[3][4]. большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «ираника» и «британника», как правило, относят ковры, вытканные в иранском азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев в армении, грузии и дагестане соотносят ккавказским[5][6][7]. согласно классификации, принятой в основном в азербайджане и ранее в , — один из видов восточного ковра[8][9][10][11][12][13][14].
энциклопедия «ираника» отмечает, что в xix веке на кавказе ковроделие было распространено в основном в восточном закавказье, родине тюркского населения, известного ныне как азербайджанцы. ковроделие других народов имело меньшую значимость[15]. как писал джон ф. пайл, кавказские ковроделы в целом следовали персидской практике, однако «в основном использовали более выразительные и крупные элементы орнамента»[16]. п. р. дж. форд в своём исследовании и традиционных орнаментов восточных ковров отмечал, что, «хотя ковры сейчас производят в дагестане,грузии и армении, но настоящей родиной российских кавказских ковров остаётся азербайджан, и навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему кавказу»[17]. исследователь м. д. исаев также отмечал, что в конце xix — начале xx веков ковроткачество в основном было в азербайджане[18]. американский рональд сюни отмечает, что ковроделие одно из древних ремесел в азербайджане, достигшее расцвета в средние века, чему азербайджанские ковры стали широко известны в странах азии и европы[19]. по мнению советского ученого-этнографа с. а. токарева азербайджанские ковры во многом напоминают армянские, а от персидских отличаются сильной стилизацией изображений и отсутствием округлых линий орнамента[20].
ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства азербайджана[12][19][21][22][23][24].
азербайджанка ткет ковёр. начало xx века.здание азербайджанского музея ковра в баку в виде сложенного ковра.
старинные азербайджанские ковры хранятся в белом доме, государственном департаменте сша и во многих музеях мира, включая азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в баку, музей метрополитен в нью-йорке, музей изящных искусств в бостоне, музей искусств в филадельфии, лувр в париже, музей виктории и альберта в лондоне, эрмитаж,ватикан и т. д.[25]
в 2006 году при поддержке московского бюро юнеско вышел диск под названием «азербайджанские ковры» с 215 изображениями, 15 видеоклипами и несколькими статьями по искусству азербайджанских ковров. диск включает разделы по , технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира[26]. в ноябре 2010 года «традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в азербайджане» внесено в репрезентативный список юнеско по нематериальному культурному наследию человечества[27].
азербайджанский ковёр — термин, используемый для обозначения различных типов безворсовых и ворсовых ковров. среди азербайджанских ковров выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские, ардебильские[2] и тебризские[3][4]. большинство западных авторов, в том числе энциклопедии «ираника» и «британника», как правило, относят ковры, вытканные в иранском азербайджане к персидским (иранским), а ковры вытканные в азербайджане и районах компактного проживания азербайджанцев в армении, грузии и дагестане соотносят ккавказским[5][6][7]. согласно классификации, принятой в основном в азербайджане и ранее в , — один из видов восточного ковра[8][9][10][11][12][13][14].
энциклопедия «ираника» отмечает, что в xix веке на кавказе ковроделие было распространено в основном в восточном закавказье, родине тюркского населения, известного ныне как азербайджанцы. ковроделие других народов имело меньшую значимость[15]. как писал джон ф. пайл, кавказские ковроделы в целом следовали персидской практике, однако «в основном использовали более выразительные и крупные элементы орнамента»[16]. п. р. дж. форд в своём исследовании и традиционных орнаментов восточных ковров отмечал, что, «хотя ковры сейчас производят в дагестане,грузии и армении, но настоящей родиной российских кавказских ковров остаётся азербайджан, и навыки и идеи азербайджанских ткачей ощущаются по всему кавказу»[17]. исследователь м. д. исаев также отмечал, что в конце xix — начале xx веков ковроткачество в основном было в азербайджане[18]. американский рональд сюни отмечает, что ковроделие одно из древних ремесел в азербайджане, достигшее расцвета в средние века, чему азербайджанские ковры стали широко известны в странах азии и европы[19]. по мнению советского ученого-этнографа с. а. токарева азербайджанские ковры во многом напоминают армянские, а от персидских отличаются сильной стилизацией изображений и отсутствием округлых линий орнамента[20].
ковроделие — один из традиционных, старинных видов декоративно-прикладного искусства азербайджана[12][19][21][22][23][24].
азербайджанка ткет ковёр. начало xx века.здание азербайджанского музея ковра в баку в виде сложенного ковра.старинные азербайджанские ковры хранятся в белом доме, государственном департаменте сша и во многих музеях мира, включая азербайджанский государственный музей ковра и народно-прикладного искусства в баку, музей метрополитен в нью-йорке, музей изящных искусств в бостоне, музей искусств в филадельфии, лувр в париже, музей виктории и альберта в лондоне, эрмитаж,ватикан и т. д.[25]
в 2006 году при поддержке московского бюро юнеско вышел диск под названием «азербайджанские ковры» с 215 изображениями, 15 видеоклипами и несколькими статьями по искусству азербайджанских ковров. диск включает разделы по , технике, школам азербайджанского ковроткачества, образцам ковров, коллекциям в музеях мира[26]. в ноябре 2010 года «традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в азербайджане» внесено в репрезентативный список юнеско по нематериальному культурному наследию человечества[27].