Современное индийское общество, как и тысячелетия назад, делится на касты – социальные группы, каждая из которых выполняет определенные задачи. Особенностью кастовой системы является жесткое следование ее правилам: человек из низшего сословия редко может подняться наверх.
Со времен Древней Индии население делилось на четыре варны.
Брахманы (священнослужители). Это представители высшей социальной группы. Они служили духовными наставниками в семьях высшего или среднего достатка. Из этой касты веками выходили ученые, писари, чиновники и священнослужители. До середины XX века они доминировали в государственной власти. Убийство человека из брахманов считалось самым тяжелым преступлением.
Кшатрии (воины). Вторая по значимости варна в древнеиндийском обществе. Из этой касты выходили правители, воины, землевладельцы, правоохранители и чиновники. На кшатриев возлагалась обязанность по защите слабых.
Вайшья (рабочие люди). Были представлены торговцами, ремесленниками и земледельцами. Сегодня к этой варне относятся только торговцы и финансисты. Они стараются избегать физического труда.
Шудры (разнорабочие и слуги). Низшая варна в Индии. Это люди, которые занимаются физическим трудом и сельским хозяйством. Сегодня в Индии существует разделение на «чистых» и низших шудр. Первые иногда имеют высокий статус в своем регионе за счет владения землями, которые они обрабатывают. В некоторых случаях они могут быть даже более влиятельными, чем вайшья. К низшим шудрам относятся ремесленники – плотники, столяры, каменщики, мясники. Некоторые из них не используют деньги, потому что за работу им платят едой и бытовыми принадлежностями.
Кроме четырех основных варн в Индии есть каста неприкасаемых (далитов). Эти люди долгое время были исключены из всех общественных отношений. Им поручали самую грязную работу – ту, которую нельзя было выполнять представителям других каст. Неприкасаемые убирают улицы и туалеты, снимают шкуру с мертвых коров и занимаются утилизацией трупов животных.
Индийцы верят, что все в мире было создано из частей тела Бога Брахмы. Из его рта появились брахманы, умеющие правильно молиться; из рук родились кшатрии, научившиеся воевать; из бедер появились вайшья, занимающиеся земледелием и скотоводством; а из запыленных ступней Бога родились шудры, оказавшиеся ниже остальных каст. Согласно легендам, неприкасаемыми стали племена, проживающие на территории Индии на момент ее завоевания ариями. Индийцы надеются, что, живя по правилам своей варны, они смогут занять более высокое положение в следующей жизни. Рожденные в семье неприкасаемых, по их вере, несут наказание за грехи в жизни.
Кастовую систему не стоит считать пережитком потому что сегодня индийские касты стали более структурированными. Каждая каста делится на множество подгрупп – джати, которых по всей стране насчитывается более трех тысяч.
Официально с 1950 года касты в Индии считаются равноправными. При этом Конституция содержит таблицу каст. Каждый индиец может получить кастовый сертификат, подтверждающий его происхождение. Далиты, согласно закону, получили права, а сам термин «неприкасаемые» запретили использовать. Официально кастовая принадлежность не учитывается на государственном уровне, но в сфере ритуала и частной
Современное индийское общество, как и тысячелетия назад, делится на касты – социальные группы, каждая из которых выполняет определенные задачи. Особенностью кастовой системы является жесткое следование ее правилам: человек из низшего сословия редко может подняться наверх.
Со времен Древней Индии население делилось на четыре варны.
Брахманы (священнослужители). Это представители высшей социальной группы. Они служили духовными наставниками в семьях высшего или среднего достатка. Из этой касты веками выходили ученые, писари, чиновники и священнослужители. До середины XX века они доминировали в государственной власти. Убийство человека из брахманов считалось самым тяжелым преступлением.
Кшатрии (воины). Вторая по значимости варна в древнеиндийском обществе. Из этой касты выходили правители, воины, землевладельцы, правоохранители и чиновники. На кшатриев возлагалась обязанность по защите слабых.
Вайшья (рабочие люди). Были представлены торговцами, ремесленниками и земледельцами. Сегодня к этой варне относятся только торговцы и финансисты. Они стараются избегать физического труда.
Шудры (разнорабочие и слуги). Низшая варна в Индии. Это люди, которые занимаются физическим трудом и сельским хозяйством. Сегодня в Индии существует разделение на «чистых» и низших шудр. Первые иногда имеют высокий статус в своем регионе за счет владения землями, которые они обрабатывают. В некоторых случаях они могут быть даже более влиятельными, чем вайшья. К низшим шудрам относятся ремесленники – плотники, столяры, каменщики, мясники. Некоторые из них не используют деньги, потому что за работу им платят едой и бытовыми принадлежностями.
Кроме четырех основных варн в Индии есть каста неприкасаемых (далитов). Эти люди долгое время были исключены из всех общественных отношений. Им поручали самую грязную работу – ту, которую нельзя было выполнять представителям других каст. Неприкасаемые убирают улицы и туалеты, снимают шкуру с мертвых коров и занимаются утилизацией трупов животных.
Индийцы верят, что все в мире было создано из частей тела Бога Брахмы. Из его рта появились брахманы, умеющие правильно молиться; из рук родились кшатрии, научившиеся воевать; из бедер появились вайшья, занимающиеся земледелием и скотоводством; а из запыленных ступней Бога родились шудры, оказавшиеся ниже остальных каст. Согласно легендам, неприкасаемыми стали племена, проживающие на территории Индии на момент ее завоевания ариями. Индийцы надеются, что, живя по правилам своей варны, они смогут занять более высокое положение в следующей жизни. Рожденные в семье неприкасаемых, по их вере, несут наказание за грехи в жизни.
Кастовую систему не стоит считать пережитком потому что сегодня индийские касты стали более структурированными. Каждая каста делится на множество подгрупп – джати, которых по всей стране насчитывается более трех тысяч.
Официально с 1950 года касты в Индии считаются равноправными. При этом Конституция содержит таблицу каст. Каждый индиец может получить кастовый сертификат, подтверждающий его происхождение. Далиты, согласно закону, получили права, а сам термин «неприкасаемые» запретили использовать. Официально кастовая принадлежность не учитывается на государственном уровне, но в сфере ритуала и частной