Орудия труда скотоводов, будучи функционально совершенными, не изменялись на протяжении веков. Таковы, например, при для привязи: овец —косак, ягнят — коген, жеребят и верблюжат — жели, коров и телят — бас жип; недоуздок, привод для коня — шылбыр, повод для верблюда — буйда, крюк для ловли лошадей — курык и др. В качестве пахотного упряжного орудия казахи испокон веков пользовались жерагашем, известным с эпохи бронзы и раннего железа. Он представлял собой что-то среднее между оралом и сохой, не имел отвала и только разрывал и раздвигал землю в обе стороны. Жерагаш состоял из естественно искривленного ствола дерева — корпуса с глубоким отверстием для носка пахотного орудия — сошника (тiс, бозна, турен — в разных районах), вставляемого в паз корпуса и закрепляемого клином грядили (жетекагаш, октык), а также упряжного для тягловых животных при ярма (мойынтурык). Рукоятка жерагаша — тутка служила правилом, с которого направлялось его движение. Другим наиболее распространенным типом пахотного упряжного орудия в конце XIX - начале XX вв. был сабан (атсабан — на юге Казахстана) — местная разновидность колесного плуга, который состоял также из корпуса, двухколесного передка, бруса — белагаш, соединяющего корпус сабана с передком, грядили, закрепляемой на передке и служившей для упряжки животных. На белагаше располагались два отверстия, в переднее из них вставлялся резец — кылыш, находившийся перед сошником и резавший для него почву, во второе, располагавшееся над плоскостью сошника, вкладывался винтовой железный стержень, регулировавший угол наклона сошника, т. е. глубину пахоты. Сошник же сабана бывал массивнее сошника жерагаша и в отличие от него имел трубицу, на которую насаживался носок полоза.