Сначала 14 в. наметился новый подъем культуры в землях, который продолжался в течение 14-15 в. во всех крупных городах, таких, как москва, новгород, тверь, ростов, псков, нижний новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше. сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. в устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. наряду с ними появились и новые легенды (например, "сказание о граде китеже"). в xiv в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав. одним из самых распространенных жанров были повести: "о битве на калке", "о разорении рязани батыем", "о мамаевом побоище", "задонщина". памятником культуры xv в. явилось "хождение за три моря" тверского купца афанасия никитина (наблюдения об индии и др. странах, лежащих между индией и русью) . ценные описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца стефана и смолянина игнатия в царьград. церковная "житийная" также получила широкое распространение. возобновляется активное каменное строительство. при дмитрии донском в москве строится белокаменный кремль, в xv в. - кирпичный кремль при итальянских мастеров. в 15 в. строятся успенский собор (архитектор - аристотель феораванти) , архангельский собор (усыпальница московских князей) , благовещенский собор, грановитная палата. новые летописные своды. первый летописный свод - "троицкая летопись", созданная в москве в 1408 г. (погибла в московском 1812 г.) . к 1480 г. относится создание московского летописного свода. в 1442г. появился первый хронограф, составленный пахомием лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная , включавшая руси. живопись 14-15 в. поднялась на высшую ступень развития. в новгороде, при росписи волотовской церкви, позднее в москве начале 15 в. работал художник феофан грек. он расписал вместе с симеоном черным московскую церковь рождества богородицы, участвовал в оформлении архангельского собора в москве. крупнейшим художником был андрей рублев. он расписал совместно с феофаном греком и живописцем прохором из городца благовещенский собор во владимире и троицкий собор в троице-сергиевом монастыре. рублев создал знаменитое произведение "троицу". большого развития достигло прикладное искусство. сохранились образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. подъем культуры отражал развитие народности. 16 в. отличалась публицистичностью. один из самых ярких публицистов 16 в. иван пересветов. он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. с середины 16 в. начинает свою российское книгопечатание. издание книг в москве началось еще в 1553 г. выходили так называемые анонимные издания. в 1563 г. в москве приступил к работе иван федоров. он был не только издателем, но и редактором книг. первые его издания в москве - книги святого писания. высокого уровня достигает в этот период архитектура. в 1-й пол. 16 в. в россии идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. своеобразие зодчества связано появлением в 16 в. шатрового стиля : покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. большое развитие в россии получило литейное дело. в конце 15 в. в москве стал действовать государст. пушечный двор. в 1586 г. он отлили знаменитую царь- пушку весом 40 т, длиной 5 м и диаметром 890 м. 16 в. время неблагоп. для развития культуры.