В первой половине XIX в. театральное искусство России развивалось в рамках романтизма и реализма. Классицизм и сентиментализм уходили в Выдающейся трагической актрисой пушкинского времени была Е.С. Семенова (1786—1849), исполнявшая с наибольшим успехом роли в трагедиях Расина, Вольтера, Лонжень- ера. Ее искусство высоко ценил Пушкин. Последним ярким представителем классицизма на петербургской сцене был трагик В.А. Каратыгин (1802—1853), исполнявший заглавные роли в трагедиях В.А. Озерова, Корнеля, Шекспира, Шиллера.
Основание знаменитых драматических театров в Москве (Малого, 1824) и Петербурге (Александрийского расцвету театрального искусства. На московской сцене тон задавали актер-романтик П.С. Мочалов и основоположник реалистической школы М.С. Щепкин.
Ведущий актер Малого театра П. С. Мочалов (1800—1848) представлял революционный романтизм в русском театре того времени. Он создал образы страстных бунтарей, боровшихся с миром бесправия. Лучшие его роли в пьесах Шекспира, Шиллера, Грибоедова (Чацкий), Корнеля. Игра актера отличалась вдохновенностью и пламенностью. М.С. Щепкин (1788—1863) создал великолепные реалистические образы грибоедовского Фамусова и гоголевского Сквозника-Дмухановского. С подлинным гуманизмом воплощал актер образы «маленьких людей» (Кузовкин в «Нахлебнике» Тургенева). Игру Щепкина Белинский признавал «гениальную». Им восторгался Пушкин и убедил его вести «Записки».
В первой половине XIX в. театральное искусство России развивалось в рамках романтизма и реализма. Классицизм и сентиментализм уходили в Выдающейся трагической актрисой пушкинского времени была Е.С. Семенова (1786—1849), исполнявшая с наибольшим успехом роли в трагедиях Расина, Вольтера, Лонжень- ера. Ее искусство высоко ценил Пушкин. Последним ярким представителем классицизма на петербургской сцене был трагик В.А. Каратыгин (1802—1853), исполнявший заглавные роли в трагедиях В.А. Озерова, Корнеля, Шекспира, Шиллера.
Основание знаменитых драматических театров в Москве (Малого, 1824) и Петербурге (Александрийского расцвету театрального искусства. На московской сцене тон задавали актер-романтик П.С. Мочалов и основоположник реалистической школы М.С. Щепкин.
Ведущий актер Малого театра П. С. Мочалов (1800—1848) представлял революционный романтизм в русском театре того времени. Он создал образы страстных бунтарей, боровшихся с миром бесправия. Лучшие его роли в пьесах Шекспира, Шиллера, Грибоедова (Чацкий), Корнеля. Игра актера отличалась вдохновенностью и пламенностью. М.С. Щепкин (1788—1863) создал великолепные реалистические образы грибоедовского Фамусова и гоголевского Сквозника-Дмухановского. С подлинным гуманизмом воплощал актер образы «маленьких людей» (Кузовкин в «Нахлебнике» Тургенева). Игру Щепкина Белинский признавал «гениальную». Им восторгался Пушкин и убедил его вести «Записки».