Восемнадцатое столетие в истории кыргызского народа характеризуется установлением тесных контактов с народами Средней Азии и Казахстана, возрастанием его роли в политической жизни Кокандского и Бухарского ханств, а также Восточного Туркестана. В это время происходит активная борьба кыргызского народа и остальных народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана сначала против Джунгарского ханства, а затем против захватнической политики Чина (Цина).Джунгарское ханство играло в свое время большую роль в международных отношениях Средней и Центральной Азии. Экспансионистская политика джунгарских феодалов отрицательно сказалась на историческом развитии кыргызов в XVII – середине XVIII в. Временно оттесненные со своих северных территорий в Ферганскую долину, северокыргызские племена совместно с южнокыргызскими племенами и другими народами Средней Азии не прекратили борьбы и не порвали связей с оставшимися в Семиречье и в Восточном Туркестане отдельными племенами.
Вплоть до XVIII в. население Восточного Туркестана имело тесные политические, экономические и культурные связи с этнически родственными ему среднеазиатскими народами, а кыргызы к тому же, по заключению Ч. Валиханова, являлись даже «старожилами Восточного Туркестана». (Валиханов Ч. Ч. Собр. соч., т. I. Алма-Ата, 1961, с. 350.)
В кокандских хрониках «Мунтахаб ат-Таварих» и «Тарих-и Шахрохи» сообщается о признании кокандским правителем временной зависимости от джунгар, правда, длившейся очень недолго и носившей скорее номинальный характер. (Материалы по истории киргизов и Киргизии, вып. I, М., 1973, с. 232-233.) В это время кыргызы не согласились признать даже номинально власть джунгар. Тогда джунгары послали против них значительное войско под начальством зайсана Доржи. Весь кыргызский народ поднялся на борьбу, и в 1748 г. войско джунгар было разбито. (Ромодин В. А. и Кондратьев А. А. Опыт сопоставления сведений из китайских, кокандских и русских источников по истории киргизов. «Советское востоковедение», 1958, № 4.) По показанию бухарца А. Хозикельды, весной следующего года джунгарский хан (которым стал после смерти Галдан-Церена его средний сын Аджахан) направил еще большее войско, во главе которого поставил своего брата Лама-Доржи. И на этот раз поход оказался безуспешным. Кыргызы упорно отстаивали свою независимость. (Против маоистских фальсификаций истории Киргизии. «Кыргызстан», Ф., 1981, с.42.)Поэтому организацию Кокандского отпора джунгарским феодалам в Фергане в середине XVIII в. можно расценивать как крупный политический успех кыргызов и всего Кокандского ханства, приведший к сохранению независимости этого района Средней Азии. Именно в связи с непрекращавшейся борьбой кыргызского народа против ойратов китайские источники, относящиеся к 1778 г., отмечали: «Бурут есть название народа, обитавшего между Аньцзичжаном (Андижаном) и Кашгаром. Земли его обширны и многолюдны. Владельцы их называются бий… Каждый бий владеет своей землёю, имеет своих подданных. Они все равносильны и не зависят друг от друга… Даже чжуньгары (джунгары) во время своего могущества не могли покорить их под свою власть». (Бичурин Н. Я. (Иакинф). Описание Чжуньгарии.., с. 147-148.)
Кыргызы в середине XVIII столетия сумели одержать ряд довольно внушительных побед над могущественным в то время Джунгарским ханством. (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 478.)
В 1644 г. власть в Китае установила маньчжурская династия, и Китай стал именоваться империей Цин. Цинская империя стремилась навязать кыргызам свои принципы взаимоотношений, исключавшие равенство сторон. Выступая в качестве верховного повелителя, император добивался от кыргызов признания «подчиненного» положения, однако не претендовал на право вмешиваться в их внутреннюю жизнь и изменять административное устройство. Требуя от кыргызских племен «строгого соблюдения границ», цинское правительство не считало территорию, занимаемую кыргызами, составной частью своей империи.
Захватив Джунгарию, но не справившись до конца с остатками разгромленных отрядов отдельных ойратских владельцев, Цинская империя начала подготовку сил для захвата Восточного Туркестана. В 1757 г. отряды армии цинского генерала Чжао Хоя, разыскивая ойратских предводителей Баку Чагана и Хазык Шары, перешли перевал Санташ и вторглись в земли саяков на Иссык-Куле. В перестрелке были убиты трое джигитов и один ранен. Чжао Хой начал переговоры с саякским Турчи-бием. У Чжао Хоя был заранее заготовленный императорский манифест. Вот отрывок манифеста императора Цяньлуна к кыргызам: «…Ныне джунгары полностью покорены и ваши земли стали смежны с нашей границей… Ваши иноземные обычаи отличаются от обычаев Срединного государства (Джунго), поэтому, вероятно, не хотите перейти на нашу сторону и подчиниться, это ваше дело. Но следует обуздать подвластные вам племена, чтобы всегда держались границ…» («Пиндин чжуньгээр фанлюе (Описание умиротворения джунгаров)», чжэньбянь (основная часть), (б. м.), 1772 г., цз. 49. С. 25а – 26
Восемнадцатое столетие в истории кыргызского народа характеризуется установлением тесных контактов с народами Средней Азии и Казахстана, возрастанием его роли в политической жизни Кокандского и Бухарского ханств, а также Восточного Туркестана. В это время происходит активная борьба кыргызского народа и остальных народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана сначала против Джунгарского ханства, а затем против захватнической политики Чина (Цина).Джунгарское ханство играло в свое время большую роль в международных отношениях Средней и Центральной Азии. Экспансионистская политика джунгарских феодалов отрицательно сказалась на историческом развитии кыргызов в XVII – середине XVIII в. Временно оттесненные со своих северных территорий в Ферганскую долину, северокыргызские племена совместно с южнокыргызскими племенами и другими народами Средней Азии не прекратили борьбы и не порвали связей с оставшимися в Семиречье и в Восточном Туркестане отдельными племенами.
Вплоть до XVIII в. население Восточного Туркестана имело тесные политические, экономические и культурные связи с этнически родственными ему среднеазиатскими народами, а кыргызы к тому же, по заключению Ч. Валиханова, являлись даже «старожилами Восточного Туркестана». (Валиханов Ч. Ч. Собр. соч., т. I. Алма-Ата, 1961, с. 350.)
В кокандских хрониках «Мунтахаб ат-Таварих» и «Тарих-и Шахрохи» сообщается о признании кокандским правителем временной зависимости от джунгар, правда, длившейся очень недолго и носившей скорее номинальный характер. (Материалы по истории киргизов и Киргизии, вып. I, М., 1973, с. 232-233.) В это время кыргызы не согласились признать даже номинально власть джунгар. Тогда джунгары послали против них значительное войско под начальством зайсана Доржи. Весь кыргызский народ поднялся на борьбу, и в 1748 г. войско джунгар было разбито. (Ромодин В. А. и Кондратьев А. А. Опыт сопоставления сведений из китайских, кокандских и русских источников по истории киргизов. «Советское востоковедение», 1958, № 4.) По показанию бухарца А. Хозикельды, весной следующего года джунгарский хан (которым стал после смерти Галдан-Церена его средний сын Аджахан) направил еще большее войско, во главе которого поставил своего брата Лама-Доржи. И на этот раз поход оказался безуспешным. Кыргызы упорно отстаивали свою независимость. (Против маоистских фальсификаций истории Киргизии. «Кыргызстан», Ф., 1981, с.42.)Поэтому организацию Кокандского отпора джунгарским феодалам в Фергане в середине XVIII в. можно расценивать как крупный политический успех кыргызов и всего Кокандского ханства, приведший к сохранению независимости этого района Средней Азии. Именно в связи с непрекращавшейся борьбой кыргызского народа против ойратов китайские источники, относящиеся к 1778 г., отмечали: «Бурут есть название народа, обитавшего между Аньцзичжаном (Андижаном) и Кашгаром. Земли его обширны и многолюдны. Владельцы их называются бий… Каждый бий владеет своей землёю, имеет своих подданных. Они все равносильны и не зависят друг от друга… Даже чжуньгары (джунгары) во время своего могущества не могли покорить их под свою власть». (Бичурин Н. Я. (Иакинф). Описание Чжуньгарии.., с. 147-148.)
Кыргызы в середине XVIII столетия сумели одержать ряд довольно внушительных побед над могущественным в то время Джунгарским ханством. (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 478.)
В 1644 г. власть в Китае установила маньчжурская династия, и Китай стал именоваться империей Цин. Цинская империя стремилась навязать кыргызам свои принципы взаимоотношений, исключавшие равенство сторон. Выступая в качестве верховного повелителя, император добивался от кыргызов признания «подчиненного» положения, однако не претендовал на право вмешиваться в их внутреннюю жизнь и изменять административное устройство. Требуя от кыргызских племен «строгого соблюдения границ», цинское правительство не считало территорию, занимаемую кыргызами, составной частью своей империи.
Захватив Джунгарию, но не справившись до конца с остатками разгромленных отрядов отдельных ойратских владельцев, Цинская империя начала подготовку сил для захвата Восточного Туркестана. В 1757 г. отряды армии цинского генерала Чжао Хоя, разыскивая ойратских предводителей Баку Чагана и Хазык Шары, перешли перевал Санташ и вторглись в земли саяков на Иссык-Куле. В перестрелке были убиты трое джигитов и один ранен. Чжао Хой начал переговоры с саякским Турчи-бием. У Чжао Хоя был заранее заготовленный императорский манифест. Вот отрывок манифеста императора Цяньлуна к кыргызам: «…Ныне джунгары полностью покорены и ваши земли стали смежны с нашей границей… Ваши иноземные обычаи отличаются от обычаев Срединного государства (Джунго), поэтому, вероятно, не хотите перейти на нашу сторону и подчиниться, это ваше дело. Но следует обуздать подвластные вам племена, чтобы всегда держались границ…» («Пиндин чжуньгээр фанлюе (Описание умиротворения джунгаров)», чжэньбянь (основная часть), (б. м.), 1772 г., цз. 49. С. 25а – 26