Шан-ди – бог неба, верховный бог китайского пантеона. Считался прародителем государей первой исторически подтверждённой китайской династии – Шан-Инь. В более поздние времена бог Шан-ди получил и другие имена – Тянь-ди, Тайи и т. д.
Юй-ди – «нефритовый император». Верховный владыка Вселенной, позднейшая модификация образа Шан-ди под влиянием даосизма, буддизма и, возможно, проникшего из Индии культа бога Индры. (См. Боги Индии – список.) Юй-ди сидит на троне с бесстрастным выражением лица, со знаками императорской власти и в халате, расшитом драконами. Из дворца, который находится на высшем из 36 небес, он правит небесами, землёй, подземным миром, всеми богами и духами. При небесном дворе Юй-ди существуют такие же министерства, как вокруг земных правителей.
Доу-му – («матушка ковша») – женское божество, ведающее жизнью и смертью. Доу-му живёт на звёздах Большой Медведицы. Она имеет четыре лица и восемь рук, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. У неё три глаза, один (посредине лба) поставлен вертикально – благодаря этому она видит всё, что совершается в мире. У Доу-му есть муж Доу-фу («батюшка ковша») и девять звёзд-сыновей, из которых двое – божества Северного и Южного полюсов: первый, в белом одеянии ведает смертями, второй, в красном, – рождениями.
Янь-ван – владыка загробного мира, китайского ада (Диюя). В его подчинении находятся стражники, чиновники и главы различных адских управ. Образ Янь-вана сложился под влиянием проникших в Китай сказаний об индийском боге смерти Яме, от которого Янь-ван заимствовал и само своё имя.
Пань-гу – первочеловек, родившийся на заре существования вселенной, когда она представляла собой подобие куриного яйца. Пань-гу рос вместе с этим яйцом 18 тысяч лет, пока светлое начало (ян) не образовало небо, а мутное (инь) – землю. Вдох Пань-гу превратился в ветер, выдох – в гром и молнию. Когда Пань-гу открывал глаза, наступал день, когда закрывал – ночь.
Нюйва – богиня, часто изображаемая в виде полуженщины-полузмеи. Нюйва – жена Фу Си, создательница людей и прародительница царей первой (легендарной) китайской династии – Ся.
Шэнь-нун – («божественный земледелец»), второй китайский император, преемник Фу Си, правивший, согласно традиции, в 2737-2699 до нашей эры. Изобретатель земледелия, торговли и медицины. По преданию, мать Шэнь-нуна зачала его после того, как увидела чудесного дракона, поэтому Шэнь-нун, подобно Нюйве и Фу Си имел змеиное тело, человечье лицо – а также бычью голову и нос тигра. Окраска его тела была зелёной – по цвету растительности.
Гунгун – бог воды. Злой дух с телом змеи, лицом человека и красными волосами. Борьба Гунгуна с богом огня Чжужуном, завершилась победой последнего. С досады Гунгун стал биться головой о гору Бучжоушань, чем едва не сокрушил всё мироздание, которое пришлось богине Нюйве.
Юйцянь – бог моря. У него человечье лицо, но туловище чёрной птицы. Из ушей у него свешивается по змее, и стоит он на двух красных змеях.
Хэ-бо – бог рек, иногда – особый бог реки Хуанхэ, с человечьим лицом, но рыбьим туловищем. Xэ-бо ездит по воде в колеснице, запряжённой двумя драконами, в сопровождении ещё двух драконов. Он любит женскую красоту. В древнем Китае существовал обряд жертвоприношения (отправки в жёны) Xэ-бо красивейшей девушки.
Фэй Лянь (Фэн Бо) – бог ветра. Дракон с телом оленя, головой птицы, с рогами, хвостом змеи и пятнами барса. Ветры он носит с собой в большом мешке. Свой ужасный облик Фэй Лянь получил в наказание за то, что во время великой войны за власть над миром между императором Хуан-ди и злым великаном Чи Ю последнему.
Юй-ши – бог дождя. Могучий военачальник в жёлтых доспехах, с чёрной бородой. Он держит в левой руке чашу с драконом внутри, а правой как бы разбрызгивает дождь.
Лэй-гун – бог грома. Он имеет тело дракона, человечью голову, разъезжает в облаках на колеснице и бьёт молотком по двум барабанам. Иногда его описывают как свиноподобное крылатое существо чёрного цвета, с рогами и двумя когтями на передних в задних лапах.
Дянь-му – богиня молнии, сопровождающая бога грома Лэй-гуна. Стоя на облаке и держа в поднятых над головой руках два зеркала, она то сближает, то разводит их, отчего и получается молния.
Чжужун – бог огня. У него лицо человека, но глаза пчелы и свиное рыло. Чжужун разъезжает на двух драконах.
Янь-ди (Чи-ди) – бог солнца и лета, повелитель Юга.
Чанъэ – жена знаменитого героя, стрелка И, которая тайком в одиночку приняла полученное её мужем у Сиванму снадобье бессмертия, унеслась на луну и стала её богиней. На луне Чанъэ превратилась в трёхлапую жабу – чань, которая вместе с живущим там же зайцем Юэ Ту вечно толчёт эликсир бессмертия в ступе.
Хоу-ту – бог (позже богиня) земли и повелитель Юду – столицы подземного мира, расположенной на крайнем севере.
Сиванму – в ранних китайских мифах – богиня страны мёртвых на дальнем западе, где Сиванму и живёт во дворце на легендарной горе Куньлунь.
Шан-ди – бог неба, верховный бог китайского пантеона. Считался прародителем государей первой исторически подтверждённой китайской династии – Шан-Инь. В более поздние времена бог Шан-ди получил и другие имена – Тянь-ди, Тайи и т. д.
Юй-ди – «нефритовый император». Верховный владыка Вселенной, позднейшая модификация образа Шан-ди под влиянием даосизма, буддизма и, возможно, проникшего из Индии культа бога Индры. (См. Боги Индии – список.) Юй-ди сидит на троне с бесстрастным выражением лица, со знаками императорской власти и в халате, расшитом драконами. Из дворца, который находится на высшем из 36 небес, он правит небесами, землёй, подземным миром, всеми богами и духами. При небесном дворе Юй-ди существуют такие же министерства, как вокруг земных правителей.
Доу-му – («матушка ковша») – женское божество, ведающее жизнью и смертью. Доу-му живёт на звёздах Большой Медведицы. Она имеет четыре лица и восемь рук, в которых держит лук, копьё, меч, флаг, голову дракона, пагоду, солнце и луну. У неё три глаза, один (посредине лба) поставлен вертикально – благодаря этому она видит всё, что совершается в мире. У Доу-му есть муж Доу-фу («батюшка ковша») и девять звёзд-сыновей, из которых двое – божества Северного и Южного полюсов: первый, в белом одеянии ведает смертями, второй, в красном, – рождениями.
Янь-ван – владыка загробного мира, китайского ада (Диюя). В его подчинении находятся стражники, чиновники и главы различных адских управ. Образ Янь-вана сложился под влиянием проникших в Китай сказаний об индийском боге смерти Яме, от которого Янь-ван заимствовал и само своё имя.
Пань-гу – первочеловек, родившийся на заре существования вселенной, когда она представляла собой подобие куриного яйца. Пань-гу рос вместе с этим яйцом 18 тысяч лет, пока светлое начало (ян) не образовало небо, а мутное (инь) – землю. Вдох Пань-гу превратился в ветер, выдох – в гром и молнию. Когда Пань-гу открывал глаза, наступал день, когда закрывал – ночь.
Нюйва – богиня, часто изображаемая в виде полуженщины-полузмеи. Нюйва – жена Фу Си, создательница людей и прародительница царей первой (легендарной) китайской династии – Ся.
Шэнь-нун – («божественный земледелец»), второй китайский император, преемник Фу Си, правивший, согласно традиции, в 2737-2699 до нашей эры. Изобретатель земледелия, торговли и медицины. По преданию, мать Шэнь-нуна зачала его после того, как увидела чудесного дракона, поэтому Шэнь-нун, подобно Нюйве и Фу Си имел змеиное тело, человечье лицо – а также бычью голову и нос тигра. Окраска его тела была зелёной – по цвету растительности.
Гунгун – бог воды. Злой дух с телом змеи, лицом человека и красными волосами. Борьба Гунгуна с богом огня Чжужуном, завершилась победой последнего. С досады Гунгун стал биться головой о гору Бучжоушань, чем едва не сокрушил всё мироздание, которое пришлось богине Нюйве.
Юйцянь – бог моря. У него человечье лицо, но туловище чёрной птицы. Из ушей у него свешивается по змее, и стоит он на двух красных змеях.
Хэ-бо – бог рек, иногда – особый бог реки Хуанхэ, с человечьим лицом, но рыбьим туловищем. Xэ-бо ездит по воде в колеснице, запряжённой двумя драконами, в сопровождении ещё двух драконов. Он любит женскую красоту. В древнем Китае существовал обряд жертвоприношения (отправки в жёны) Xэ-бо красивейшей девушки.
Фэй Лянь (Фэн Бо) – бог ветра. Дракон с телом оленя, головой птицы, с рогами, хвостом змеи и пятнами барса. Ветры он носит с собой в большом мешке. Свой ужасный облик Фэй Лянь получил в наказание за то, что во время великой войны за власть над миром между императором Хуан-ди и злым великаном Чи Ю последнему.
Юй-ши – бог дождя. Могучий военачальник в жёлтых доспехах, с чёрной бородой. Он держит в левой руке чашу с драконом внутри, а правой как бы разбрызгивает дождь.
Лэй-гун – бог грома. Он имеет тело дракона, человечью голову, разъезжает в облаках на колеснице и бьёт молотком по двум барабанам. Иногда его описывают как свиноподобное крылатое существо чёрного цвета, с рогами и двумя когтями на передних в задних лапах.
Дянь-му – богиня молнии, сопровождающая бога грома Лэй-гуна. Стоя на облаке и держа в поднятых над головой руках два зеркала, она то сближает, то разводит их, отчего и получается молния.
Чжужун – бог огня. У него лицо человека, но глаза пчелы и свиное рыло. Чжужун разъезжает на двух драконах.
Янь-ди (Чи-ди) – бог солнца и лета, повелитель Юга.
Чанъэ – жена знаменитого героя, стрелка И, которая тайком в одиночку приняла полученное её мужем у Сиванму снадобье бессмертия, унеслась на луну и стала её богиней. На луне Чанъэ превратилась в трёхлапую жабу – чань, которая вместе с живущим там же зайцем Юэ Ту вечно толчёт эликсир бессмертия в ступе.
Хоу-ту – бог (позже богиня) земли и повелитель Юду – столицы подземного мира, расположенной на крайнем севере.
Сиванму – в ранних китайских мифах – богиня страны мёртвых на дальнем западе, где Сиванму и живёт во дворце на легендарной горе Куньлунь.