арабский восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а объективно, без предвзятостей. арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть аравийского полуострова (йемен и хиджад). уже в начале i тыс. до н. э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. в пустынных районах преобладало скотоводство — разведение овец, лошадей, верблюдов. успешно осваивали арабы и морские просторы. вначале они совершали каботажные плавания в африку и западную индию, где уже в vii в. до н. э. основали торговые фактории. во ii в. до н. э. арабы неоднократно посещали китай, поставляя на родину и в страны запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.
в то время арабы были язычниками, т. е. они поклонялись различным племенным богам. например, у племени корейшитов главным был бог — аллах. но в мекке находился общеарабский храм — кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в аравию миссионеры. все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. в общении с другими осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.
социально- и культурное процветание арабов было нарушено в начале vi в. н. э., когда йемен попал под власть эфиопии, а затем — персии. результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из индии в европу через иран. поэтому города южной аравии оказались не у дел. в сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. таким образом, в начале vii в. юг аравии переживал острейший социально- кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.
и оно случилось — в 570 г. в мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик — мухаммед. о его великом предназначении животные объявили человеческим языком. однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. в молодости мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. он объявил, что истинным богом является аллах. вера в аллаха людям избавиться от беспокоящих их проблем — бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. новая монотеистическая религия получила название — «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).
опираясь на своих единоверцев, мухаммед вскоре подчинил своему влиянию мекку и весь аравийский полуостров. здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления — халифат. после смерти мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы аравии. к началу viii в. они подчинили себе все побережье северной африки (магриб), юг пиренейского полуострова (испанию), среднюю азию, закавказье, северо-западную индию и ближний восток. во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания — арабский.
однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. возникают различные направления ислама — суннизм, шиизм, суфизм и др. нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. в результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили багдад — столицу халифата.
в целом арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский — домусульманская аравия и возникновение ислама (vi–vii вв.); (сирийский) — правление династии омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) — правление династии аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).
ответ:
арабский восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше — ниже», а объективно, без предвзятостей. арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть аравийского полуострова (йемен и хиджад). уже в начале i тыс. до н. э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. в пустынных районах преобладало скотоводство — разведение овец, лошадей, верблюдов. успешно осваивали арабы и морские просторы. вначале они совершали каботажные плавания в африку и западную индию, где уже в vii в. до н. э. основали торговые фактории. во ii в. до н. э. арабы неоднократно посещали китай, поставляя на родину и в страны запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.
в то время арабы были язычниками, т. е. они поклонялись различным племенным богам. например, у племени корейшитов главным был бог — аллах. но в мекке находился общеарабский храм — кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в аравию миссионеры. все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. в общении с другими осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.
социально- и культурное процветание арабов было нарушено в начале vi в. н. э., когда йемен попал под власть эфиопии, а затем — персии. результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из индии в европу через иран. поэтому города южной аравии оказались не у дел. в сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. таким образом, в начале vii в. юг аравии переживал острейший социально- кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.
и оно случилось — в 570 г. в мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик — мухаммед. о его великом предназначении животные объявили человеческим языком. однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. в молодости мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. он объявил, что истинным богом является аллах. вера в аллаха людям избавиться от беспокоящих их проблем — бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. новая монотеистическая религия получила название — «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).
опираясь на своих единоверцев, мухаммед вскоре подчинил своему влиянию мекку и весь аравийский полуостров. здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления — халифат. после смерти мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы аравии. к началу viii в. они подчинили себе все побережье северной африки (магриб), юг пиренейского полуострова (испанию), среднюю азию, закавказье, северо-западную индию и ближний восток. во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания — арабский.
однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. возникают различные направления ислама — суннизм, шиизм, суфизм и др. нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. в результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили багдад — столицу халифата.
в целом арабского средневековья делится на три периода: меккано-мединский — домусульманская аравия и возникновение ислама (vi–vii вв.); (сирийский) — правление династии омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) — правление династии аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).
объяснение:
удачи, поставь 5 звезд прошу))