петр и карл никогда не встречались. но в продолжение многих лет вели заочный спор друг с другом, а значит, примерялись, присматрива лись друг к другу. когда царь узнал о гибели карла, он вполне искренне огорчился: "ах, брат карл! как мне тебя жаль! " можно лишь гадать о том, какие именно чувства стояли за этими словами сожаления. но кажется - нечто большее, чем просто монаршая их спор был столь долог, царь так проникся логикой нелогичных поступков своего коронованного оппонента, что, кажется, со смертью карла петр утрачивал как бы часть самого себя.
люди разных культур, темпераментов, менталитета, карл и петр были одновременно удивительно схожи. но эта схожесть особого свойства - в непохожести на других государей. заметим, что обрести подобную репутацию в век, когда экстравагантное самовыражение было в моде, - не из легких. но петр и карл затмили многих. их секрет прост - оба вовсе не стремились к экстравагантности. они жили без затей, выстраивая свое поведение в соответствии с представлениями о должном. поэтому многое, что казалось другим столь важным и необходимым, для них почти не играло никакой роли. и наоборот. их поступки воспринимались большинством современников в лучшем случае как чудачество, в худшем - как необразованность, варварство.
дипломат томас вентворт и француз обри де ля мотрэ оставили описания "готского героя". карл в них статен и высок, "но крайне неопрятен и неряшлив". черты лица тонкие. волосы светлые и сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем. шляпа смята - король часто отправлял ее не на голову, а под мышку. мундир рейтарский, только сукно лучшего качества. сапоги высокие, со шпорами. в итоге все, кто не знал короля в лицо, принимали его за рейтарского офицера, причем не самого высокого чина.
петр и карл никогда не встречались. но в продолжение многих лет вели заочный спор друг с другом, а значит, примерялись, присматрива лись друг к другу. когда царь узнал о гибели карла, он вполне искренне огорчился: "ах, брат карл! как мне тебя жаль! " можно лишь гадать о том, какие именно чувства стояли за этими словами сожаления. но кажется - нечто большее, чем просто монаршая их спор был столь долог, царь так проникся логикой нелогичных поступков своего коронованного оппонента, что, кажется, со смертью карла петр утрачивал как бы часть самого себя.
люди разных культур, темпераментов, менталитета, карл и петр были одновременно удивительно схожи. но эта схожесть особого свойства - в непохожести на других государей. заметим, что обрести подобную репутацию в век, когда экстравагантное самовыражение было в моде, - не из легких. но петр и карл затмили многих. их секрет прост - оба вовсе не стремились к экстравагантности. они жили без затей, выстраивая свое поведение в соответствии с представлениями о должном. поэтому многое, что казалось другим столь важным и необходимым, для них почти не играло никакой роли. и наоборот. их поступки воспринимались большинством современников в лучшем случае как чудачество, в худшем - как необразованность, варварство.
дипломат томас вентворт и француз обри де ля мотрэ оставили описания "готского героя". карл в них статен и высок, "но крайне неопрятен и неряшлив". черты лица тонкие. волосы светлые и сальные и, кажется, не каждый день встречаются с гребнем. шляпа смята - король часто отправлял ее не на голову, а под мышку. мундир рейтарский, только сукно лучшего качества. сапоги высокие, со шпорами. в итоге все, кто не знал короля в лицо, принимали его за рейтарского офицера, причем не самого высокого чина.