1.выполните тестовое .
1.1 к разновидностям этноса относятся
a. классы
b. элиты
c. народности
d. страты
1.2 принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием
a. социум
b. племя
c. национальность
d. народ
1.3 процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования
целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем
a. этнография
b. социогенез
c. этногенез
d. биогенез
1.4 сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности
языка, территории, жизни
a. народ
b. племя
c. община
d. нация
1.5 одним из межнациональных конфликтов является
a. наличие демократического правового государства
b. использование в конфликтах вооруженных сил
c. национальное обособление
d. абсолютизация национального суверенитета
2. прочитайте тексты а, в, с. выпишите в таблицу примеры «национализма», «шовинизма»,
«расовой дискриминации», «антисемитизма»
а. жители шотландии, входящей в состав соединенного королевства, на протяжении
веков ведут борьбу за суверенитет, отстаивая право своей нации на самоопределение. а вот
действия , считавших себя доминирующей нацией и само за счет
дискриминации прав народов шотландии и ирландии, можно расценивать по-другому.
другими словами, одно предполагает стремление нации защитить свой суверенитет,
культурное и духовное наследие, а другое проявляется в агрессивном национальном
доминировании, достигающемся за счет ущемления прав и свобод других народов.
в. в южных штатах сша века рабства создали правовую и политическую систему,
которая характеризовалась господством белых. чернокожие различными средствами не
допускались к участию в выборах. действовали законы (законы джима кроу), по которым
чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были
занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. многие
магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих.
с. 1 апреля 1933 года первый бойкот еврейских предприятий. 25 апреля рейхстаг
принял закон о борьбе с переполненностью школ и университетов, следствием
которого стало введение квот для обучения евреев в учебных заведениях. в конце 1937 года
начался процесс «ариизации» еврейской собственности, что было связано с тяжелым
положением в стране. при этом собственность евреев не национализировалась,
а переходила в частные руки.
«национализм» ; «шовинизм» ; «расовая дискриминация» ; «антисемитизм»
3. изучите предложенный список социальных общностей и распределите в таблице их номера.
1.итальянцы 2.татары 3. волжские булгары 4.радимичи 5.инки 6. 7.казахи 8.
тюрки 9. 10. монголы 11. дунгане 12. ацтеки
племя :
народность :
нация :
какие из указанных выше этносов перестали существовать? (не менее 2-х)
назовите 2 причины их исчезновения?
4. прочитайте отрывок из статьи «общество как социальная реальность, его признаки и уровни
организации». выполните :
«общество возникает по мере упорядочивания, социальных связей,
появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
по мнению современного американского социолога э. шилза, обществом называется
объединение, отвечающее следующим критериям:
1) оно не является частью какой-либо более крупной системы.
2) браки заключаются между представителями данного объединения.
3) оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются
признанными представителями.
4) объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
5) у него собственное название и собственная .
6) оно обладает собственной системой .
7) объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного
индивида.
8) его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил,
нравов), которую называют культурой.
назовите не менее двух форм социальной организации общества.
опираясь на предложенный список критериев, укажите не менее двух характерных для
форм социальной организации общества признаков.
1.1. К разновидностям этноса относятся:
c. народности
Обоснование: Этнос - это общность людей, имеющая общие исторические, культурные и языковые особенности. Разновидности этноса обозначают различные народности, которые формируются в процессе развития и эволюции общества.
1.2. Принадлежность человека к той или иной этнической группе обозначается понятием:
c. национальность
Обоснование: Национальность - это категория, которая обозначает принадлежность человека к определённой этнической группе на основе языка, истории, культуры и других характеристик.
1.3. Процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфических этнокультурных систем:
c. этногенез
Обоснование: Этногенез - это процесс становления этносов, образование и развитие этнических групп.
1.4. Сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, жизни:
c. община
Обоснование: Община - это социальная общность, объединение людей на основе общности языка, территории и жизни, имеющее свои правила и взаимоотношения.
1.5. Одним из межнациональных конфликтов является:
c. национальное обособление
Обоснование: Межнациональные конфликты могут возникать из-за национального обособления, когда одна нация или этническая группа стремится отделиться и обособиться от других наций или этносов.
2. Примеры «национализма», «шовинизма», «расовой дискриминации», «антисемитизма» из текстов А, В, С:
- Национализм: жители Шотландии, ведущие борьбу за суверенитет своей нации.
- Шовинизм: действия доминирующей нации, дискриминирующие народы Шотландии и Ирландии.
- Расовая дискриминация: система господства белых и дискриминация чернокожих в южных штатах США, основанная на цвете кожи.
- Антисемитизм: бойкот еврейских предприятий и законы, ограничивающие доступ евреев к образованию и собственности в Германии.
3. Распределение этносов по категориям:
Племя:
- Радимичи
- Казахи
Народность:
- Татары
- Волжские булгары
- Инки
- Тюрки
- Монголы
- Дунгане
НацИЯ:
- Итальянцы
- Ацтеки
Этносы, переставшие существовать:
- Радимичи
- Инки
Причины их исчезновения:
- Культурные изменения: изменение образа жизни, переход к другим культурным практикам и значение другого этноса.
- Внешние факторы: войны, вторжения других народов, эпидемии и т.д.
4. Характеристики форм социальной организации общества:
- Институциализация. Общество имеет особые институты, нормы и правила, которые поддерживают и развивают социальные связи.
- Структурированность. Общество имеет определенные организационные структуры и иерархию, которая регулирует взаимодействие между людьми.
- Присутствие культуры. Общество имеет свою собственную систему ценностей, обычаев, традиций, норм, законов, правил и нравов, которую называют культурой.
- Территориальность. Общество имеет свою собственную территорию, которую считает своей собственностью.
- Наличие сплачивающих факторов. Общество сплачивает общая система ценностей, на основе которой формируются единство и солидарность внутри общества.
Надеюсь, данный ответ будет понятен школьнику и поможет в решении тестового задания. Если у вас есть ещё вопросы, не стесняйтесь задавать.