1. в своих «воспоминаниях» с. ю. витте писал: «общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреют. теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме. соответственно сему конструировалось и государство. «я» организует и двигает все. это «я», особенно развитое в последние два столетия, дало все великие и все слабые стороны нынешней мировой жизни народов. без преклонения перед «я» не было бы ни ньютонов, ни шекспиров, ни пушкиных, ни наполеонов, ни александров ii и проч. и не существовало бы чудес развития техники, богатства, торговли и проч., и проч.». какие примеры из мировой слова с. ю. витте? можно ли говорить о том, что крестьянская община в россии жила по принципам индивидуализма?
Слова Витте подтверждаются следующими фактами из истории:
А) промышленная революция и развитие частной собственности (явный признак индивидуализма) привела к очень быстрому развитию многих государств, в которых революция произошла. И развитие не прекращается, потому что все звенья заинтересованы в коммерческом успехе и вынуждены постоянно развиваться, чтобы оставаться на рынке.
Б) страны, мировоззрение в которых основывается на индивидуализме (США, Канада и некоторые страны Европы) далеко ушли вперед в социальном, экономическом развитии и смогли построить правовые государства, а также ступить на постиндустриальную ступень развития, и наоборот, те страны, мировоззрение в которых основывалось на коллективизме, например, страны СНГ, находятся в социальном, экономическом и политическом кризисе, если не застое.
Можно ли говорить о том, что крестьянская община в России жила по принципам индивидуализма?Можно говорить о принципах индивидуализма в крестьянской общине, но они не были основополагающими. Дело в том, что у каждого было свое хозяйство, которое велось для того, чтобы прокормить конкретную семью. В этом проявляется индивидуализм, так как у крестьянина есть конкретная цель прокормить семью, и конкретный интерес в хозяйстве.
Хотя в общине были разные формы землепользования. И поэтому нельзя сказать, что принципы индивидуализма были основополагающими. Например, земля крестьянина часто не принадлежала ему, а принадлежала общине, и только перераспределяла землю относительно количества членов семьи. Была земля, которой пользовались все – пастбища и леса, луга. Крестьянские семьи только пользовались землей. И коллективизм также проявлялся в решении общих вопросов, которые касались всю общину. Это называлось сельским сходом – орган крестьянского самоуправления, где избирался сельский староста.