1. сравните по текстам законов хаммурапи и формулам римских юристов, что (или кто) являлось источником права на востоке и в риме. каково было его главное назначение? заполните сравнительную таблицу. сделайте вывод о различиях. как это связано с типами государственного устройства? 2. какова роль права в римском обществе? было ли сходство в отношении к праву на востоке и в римской империи? 3. что такое право в понимании римлян? как трактуется это понятие в современном праве? (в случае необходимости обратитесь к юридическому словарю.) 4. в каком источнике описано римское судопроизводство? какой его принцип является важным в современной западной судебной системе? 5. каким понятием мы можем заменить выражения «разум природы» и «закон человеческий и божеский» в трактате цицерона? как они соотносятся с правом? в чем их сходство и различие? 6. какие отрасли права выделены в источниках? 7. что римляне понимали под частным правом? примеры. какие современные отрасли права соответствуют римскому частному праву? 8. как вы думаете, был ли в законах хаммурапи (или других древневосточных законах) раздел, посвященный частному праву? обоснуйте свое мнение.
1. Источник права на Востоке – свод законов правителя, царя. Источник права в Риме - доисторические судебные дела, законы римских царей (Законы Солона или Свод законов 12 таблиц).
Главное назначение законов и на Востоке, и в Риме заключалось в регулировании общественных отношений.
Различия:
• Римское право – классическое и составляет основу для современного права европейских стран
• Римское право более демократичное
• Нормы Римского права назывались именами своих авторов
• Законы Хаммурапи определяли законность власти царя
• Законы Хаммурапи были более жесткими, включали жесткие наказания
• Законы Хаммурапи основаны на принципе «талиона»
2. В римском обществе право имеет огромную роль, потому что оно, действительно, регулировало общественные отношения и отражало то, как римское общество развивалось сквозь время; римское право не подвергалось резкому, коренному изменению или повороту назад, оно всегда развивалось относительно развития демократической мысли. Кроме того, право для римского общества представляло собой договор между гражданами, который не подлежит нарушению. Сходство заключается в том, что и на Востоке, и в Римской империи закон брал свое начало от обычая.
3. Право в понимании римлян – тот самый договор между гражданами Рима, необходимый для решения вопросов, и реализуемый посредством справедливости. Сегодня право – регулятор общественных отношений; совокупность норм и правил, необходимых для регулирования общественных отношений, и которые государство создает, охраняет и регулирует
4. Институции Гая описывают полную правовую систему Рима. Принцип такой – право – договор между гражданами, позволяющий регулировать отношения между ними. Этот принцип лег в основу «республики». Ну и также принцип справедливости. Хотя оба эти принципа существуют в современной западной судебной системе.
5. Разум природы – закон. Поскольку Цицерон писал «извечный закон был разумом, происшедшим из природы, побеждающим к честным делам». Закон человеческий и божеский – наличие естественного права и позитивного. То есть существует божеский закон, из природы (естественное право) и человеческий (позитивное), и по Цицерону, человеческий закон не должен противоречить божескому. Для Цицерона божеский закон имеет наивысшую силу, огромное значение. И различие в том, что естественное право – априродно, неотъемлемо, его никто не давал, и никто не может отобрать, а позитивное – приобретается и зависит от государства; меняется государство, меняется и позитивное право. А сходство в том, что и то, и другое части правовой системы.
6. Выделены следующие отрасли: Jus publicum (публичное право), Jus privatum (частная собственность), Jus civile (гражданское право), Jus gentium (право народов или международное право), Jus honorarium (преторское право).
7. Под частным правом понималась частная собственность, как признак уважения и свободы. Например, граждане имели землю в собственности, а те, кто не имели земли, работали на чужой земле, и были зависимы, а значит, не свободны. Современная гражданско-правовая отрасль соответствует римскому частному праву.
8. Конкретно, законы Хаммурапи имели раздел, посвященный частному праву, а именно частной собственности и имущества. В Законах Хаммурапи были положения, касаемо собственности царя, храмов, приближенных к царю и общинникам, а также касаемо охраны имущества, дарованное царем за службу, положения об операциях с недвижимостью, операции с движимым имуществом. Это было, потому что общество было разделено, имело социальное неравенство, частная собственность была только в отношении царя и его людей, поэтому законы должны были охранять существующее положение.