1. Раскройте понятие научной картины мира. Можно ли говорить в современной науке о существовании законченной картины мира?
2. Покажите на конкретных примерах, как происходит смена научных парадигм.
3. Сопоставьте понятия «научно-технической революции» и «научно-технического прогресса». Объясните выражение «цена прогресса».
4. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?
5. Сравните понятия: научность, рациональность, эффективность, истинность.
6. В какой последовательности выступают следующие формы научного познания в реальном научном процессе: теория, факт, гипотеза, проблема, научный факт, концепция? Объясните смысл этих понятий.
7. Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современном научном познании? Какие общенаучные методы вы знаете?
2. Смена научных парадигм происходит, когда научное сообщество отвергает старую теорию или модель в пользу новой. Одним из примеров может служить изменение представлений о строении Вселенной. Раньше считалось, что Земля является центром Вселенной, но открытие Николаем Коперником гелиоцентрической системы, в которой Солнце является центром, привело к смене научной парадигмы и принятию новой модели.
3. Понятие "научно-технической революции" описывает период, когда происходят значительные научные и технологические прорывы, приводящие к кардинальным изменениям в обществе. Примером такой революции может служить период промышленной революции, когда механизация и компьютерное управление производством привели к новым возможностям и повысили уровень жизни, но также имели и негативные последствия, например, связанные с загрязнением окружающей среды.
"Научно-технический прогресс" - это постепенное развитие научных знаний и технологий, которое приводит к улучшению условий жизни и работы людей. Выражение "цена прогресса" означает, что хотя прогресс приносит множество пользы и новых возможностей, он также сопровождается определенными рисками и негативными последствиями. Например, развитие автомобильного транспорта привело к увеличению удобства перемещения, но также вызвало проблемы с загрязнением воздуха и дорожным движением.
4. Сциентизм - это учение, которое относит все явления и проблемы к предмету научного познания и объяснения. Сциентизм пропагандирует идею о том, что наука является единственным и полноценным источником знаний, а все другие формы познания, включая художественную и религиозную, считаются неправомерными или недостаточно достоверными. Однако сциентизм имеет свои ограничения и недостатки, так как некоторые аспекты человеческой деятельности и опыта не могут быть полностью объяснены или оценены научными методами.
5. "Научность" относится к свойству или характеристике знаний, которые основаны на научном методе и соответствуют признанным принципам и стандартам научного сообщества. "Рациональность" относится к способности применять логику и аргументацию для достижения обоснованных выводов и решений. "Эффективность" относится к достижению поставленных целей или задач с минимальными затратами ресурсов. "Истинность" относится к соответствию знаний или высказываний реальной действительности или фактам.
6. В реальном научном процессе следующая последовательность форм научного познания может иметь место: проблема (установление неизвестного или противоречивого факта или явления), гипотеза (предварительное объяснение проблемы), факт (наблюдаемое или проверяемое явление), теория (обобщенное и систематизированное обоснование фактов и гипотез), концепция (сложная и всеобъемлющая теоретическая модель или идея). Понимание смысла этих понятий важно для понимания научного метода и его применения в исследованиях.
7. Возрастание роли математических методов в современном научном познании объясняется их способностью предоставлять точные и количественные результаты. Математические методы позволяют выявлять закономерности, строить модели и делать прогнозы на основе точных числовых данных.
Общенаучные методы включают, например, наблюдение (систематическое изучение явлений и процессов), эксперимент (использование контролируемых условий для проверки гипотезы), анализ (разложение и изучение сложных объектов или явлений на составные части), синтез (соединение отдельных элементов в целостную систему или модель), индукция (получение общих закономерностей на основе наблюдений и особенностей конкретных случаев), дедукция (получение специфических выводов из общих принципов или законов) и т.д. Они используются в различных областях науки для получения и проверки знаний.