1. попробуйте себя в роли . перед вами письменный источник — некоторые из законов древнехеттского царства, существовавшего в середине 2-го тысячелетия до нашей эры на территории современной турции. ваша — извлечь из этого источника как можно больше информации о том, как жили люди того времени, чем они занимались, как было устроено их общество и так далее. напишите все выводы, которые можно сделать о жизни людей в древнехеттском царстве, основываясь на этом источнике. «§4. если кто-нибудь ударит раба или рабыню и если жертва умрет, причем у него не было на это умысла, то он должен сам доставить труп; 1 человека он должен дать взамен, и он отвечает своим домом. §71. если кто-нибудь найдет быка, лошадь или мула, то он должен пригнать его к царским воротам. если же его он найдет в открытой местности, то старейшины могут его передать нашедшему, и он может его запрячь. если же хозяин скота его найдет, то он должен вернуть его в целости и сохранности. а если старейшины не передадут ему скота, (а он все равно возьмет его), то он станет вором. §92. если кто-нибудь украдет 2 улья или 3 улья, то прежде виновного отдавали на съедение пчелам. теперь же он должен дать 6 сиклей* серебра. если кто-нибудь украдет улей, в котором не было пчел, то он должен дать 3 сикля серебра. §101. если кто-нибудь украдет виноградную лозу, или побег винограда, или плодовое дерево, или лук, прежде обычно давали за 1 лозу винограда 1 сикль серебра, за 1 побег винограда 1 сикль серебра, за 1 плодовое дерево — 1 сикль серебра, за 1 связку лука 1 сикль прежде так делали. теперь же, если он — свободный человек, то он должен дать 6 сиклей серебра, а если он — раб, то он должен дать 3 сикля серебра». *сикль — мера измерения массы драгоценных металлов на древнем востоке, у разных народов могла составлять примерно от 5 до 15 граммов.
Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли крупные изменения в политической обстановке этого края. Многие центры подвергаются разгрому. Трудно сказать, принимали ли в этом участие непосредственные предки тех, в чьих руках оказывается вскоре власть в Центральной Анатолии (цари династии Лабарны I). Однако приход к власти этой династии, очевидно, всё же в значительной мере был подготовлен этим событием. Представители этой династии своим родоначальником считали Лабарну, правившего после Анитты, и ничем не выражают свою связь с династией Анитты. Династия Лабарны была носителем других традиций и, возможно, происходила из другого объединения, чем то, к которому принадлежали Питхана и Анитта. Культурные и общественные изменения выразились и в том, что хетты сменили официальные староассирийский аккадский диалект и письменность на родной язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов.