1. назовите не менее двух фактов говорящих о начале социально-экономического кризиса в Казахстане в годы первой мировой войны 4. назовите не менее трех фронтов гражданской войны на территории Казахстана
Казахстан показатели социально-экономического развития
Казахстан среди других постсоветских республик выделяется большой протяженностью территории с редким населением, крупными месторождениями разнообразных полезных ископаемых, большими площадями плодородных черноземов. Общая протяженность границ достигает 15 тыс. км. Находясь в глубине Евразии и располагая большими пустынными пространствами, Казахстан в 1930–1950-е гг. стал местом лагерей для ссыльных и заключенных, а затем сыграл важную роль в создании ракетно-ядерного щита СССР.
Особенностью экономического развития республики был большой приток рабочей силы из Европейской части СССР в военный и послевоенный периоды, с которыми в основном был связан общеэкономический и промышленный рост.
В 1989 г. доля нетитульных национальностей в населении достигла 60,3% (для сравнения: в 1926 г. – 38,9%).Особо значимую экономическую роль они играли в промышленности, где около ? работающих составляли лица некоренной национальности4. Привлечение рабочей силы из других республик СССР позволило активно осваивать природные ресурсы, в том числе и энергетические.
Добывающая промышленность служила основой для развития черной металлургии и других отраслей промышленности. Крупнейшие угольные бассейны – Карагандинский и Экибастузский. Нефтедобыча велась на полуострове Мангышлак и в Эмбинском районе. Быстро развивалась цветная металлургия, в т.ч. урановая, имевшая важное общесоюзное значение. В 1991 г. доля Казахстана в союзном производстве фосфора и хрома составляла 90%, 70% – свинца, цинка, титана, магния и олова, 60% – серебра и молибдена5. Выделялись также химическая промышленность, машиностроение (особенно тяжелое) и легкая промышленность. В пищевой промышленности наиболее развитой была мясная отрасль. За годы социалистического развития Казахстан превратился из аграрной в индустриально-аграрную республику.
При этом валовая продукция сельского хозяйства в послевоенный период увеличилась в 5,4 раза, что было связано с освоением целинных земель в конце 50-х – начале 60-х гг. Казахстан превратился в одну из житниц СССР. Казахстан исторически формировался на стыке славяно-православной, исламской и китайской цивилизаций. Экономическая жизнь концентрировалась в областях, примыкающих к соседним союзным республикам и Китаю. Более развитыми были области, примыкающие к РСФСР, поскольку колонизационный тренд шел с северо-запада на юго-восток.
Казахская ССР имела развитые экономические связи со всеми союзными республиками, но особенно с сибирскими районами РСФСР, куда поставлялись топливо, руды и концентраты, электроэнергия, металлы.Оттуда шли жидкое топливо, машины и оборудование, лес, химикаты и продовольственные товары. Среди союзных республик по показателям социально экономического развития Казахстан занимал среднее место. Независимое государство и рыночную экономику он начал строить с большими структурными дисбалансами в экономике, без собственных транспортных выходов к мировым рынкам, с острыми этнодемографическими и экологическими проблемами.
Казахстан показатели социально-экономического развития
Казахстан среди других постсоветских республик выделяется большой протяженностью территории с редким населением, крупными месторождениями разнообразных полезных ископаемых, большими площадями плодородных черноземов. Общая протяженность границ достигает 15 тыс. км. Находясь в глубине Евразии и располагая большими пустынными пространствами, Казахстан в 1930–1950-е гг. стал местом лагерей для ссыльных и заключенных, а затем сыграл важную роль в создании ракетно-ядерного щита СССР.
Особенностью экономического развития республики был большой приток рабочей силы из Европейской части СССР в военный и послевоенный периоды, с которыми в основном был связан общеэкономический и промышленный рост.
В 1989 г. доля нетитульных национальностей в населении достигла 60,3% (для сравнения: в 1926 г. – 38,9%).Особо значимую экономическую роль они играли в промышленности, где около ? работающих составляли лица некоренной национальности4. Привлечение рабочей силы из других республик СССР позволило активно осваивать природные ресурсы, в том числе и энергетические.
Добывающая промышленность служила основой для развития черной металлургии и других отраслей промышленности. Крупнейшие угольные бассейны – Карагандинский и Экибастузский. Нефтедобыча велась на полуострове Мангышлак и в Эмбинском районе. Быстро развивалась цветная металлургия, в т.ч. урановая, имевшая важное общесоюзное значение. В 1991 г. доля Казахстана в союзном производстве фосфора и хрома составляла 90%, 70% – свинца, цинка, титана, магния и олова, 60% – серебра и молибдена5. Выделялись также химическая промышленность, машиностроение (особенно тяжелое) и легкая промышленность. В пищевой промышленности наиболее развитой была мясная отрасль. За годы социалистического развития Казахстан превратился из аграрной в индустриально-аграрную республику.
При этом валовая продукция сельского хозяйства в послевоенный период увеличилась в 5,4 раза, что было связано с освоением целинных земель в конце 50-х – начале 60-х гг. Казахстан превратился в одну из житниц СССР. Казахстан исторически формировался на стыке славяно-православной, исламской и китайской цивилизаций. Экономическая жизнь концентрировалась в областях, примыкающих к соседним союзным республикам и Китаю. Более развитыми были области, примыкающие к РСФСР, поскольку колонизационный тренд шел с северо-запада на юго-восток.
Казахская ССР имела развитые экономические связи со всеми союзными республиками, но особенно с сибирскими районами РСФСР, куда поставлялись топливо, руды и концентраты, электроэнергия, металлы.Оттуда шли жидкое топливо, машины и оборудование, лес, химикаты и продовольственные товары. Среди союзных республик по показателям социально экономического развития Казахстан занимал среднее место. Независимое государство и рыночную экономику он начал строить с большими структурными дисбалансами в экономике, без собственных транспортных выходов к мировым рынкам, с острыми этнодемографическими и экологическими проблемами.