1. крито-микенская цивилизация. назовите периоды (века) минойской и микенской цивилизаций, основные черты этих дворцовых культур и систему государственного в них. темные века (гомеровский период). назовите периоды (века) и основные черты этой эпохи. дайте характеристику гомеровского полиса.
2. архаическая греция. назовите хронологические рамки этого периода. что такое полис архаического времени и в чем его отличие от полиса гомеровского периода. что такое синойкизм. назовите основные изменения в социально-, культурной и политической жизни архаического полиса. назовите причины великой греческой колонизации.
3. полисное устройство. какие институты власти формируются в архаическом полисе. что такое агора, народное собрание, буле, дикастерий, кто такие пританы и архонты. назовите основные отличительные черты античной магистратуры (должностных лиц).
4. социально- устройство афин архаической эпохи. дайте определение аристократии и демоса. назовите главных законодателей афин. какова суть реформ солона и реформ клисфена. какое влияние реформы солона и клисфена оказали на развитие афин. что такое «остракизм».
5. что такое тирания и кто такие тираны. как складывались отношения тиранов с аристократией и демосом. какую роль тираны сыграли в политическом, социальном, и культурном развитии древнегреческих полисов.
6. афинская демократия: ее главные особенности. что в понимании эллинов значат понятия «свобода» и «равенство». назовите основные институты власти афин. какова роль и каковы полномочия афинского народного собрания. каково положение должностных лиц (магистратов) в афинах. судебная система афин: общая характеристика и особенности.
7. что такое античная форма собственности. что представляет собой полис в классическую эпоху. можно ли назвать полис городом-государством. какова традиционная система ценностей полиса. в чем отличие политической структуры полиса от социально-. кто такие метеки и каково их положение в полисе. каково положение рабов в древнегреческом полисе. какова разница в социально- интересах полиса и города (ответ на вопрос подготовить по материалам статьи г.а. «полис и город: к постановке проблемы»).
8. социально- устройство древнего рима царского периода и эпохи ранней республики. назовите, что такое трибы, курии и роды (gentes), кто такие патриции и плебеи (в чем особенность методов борьбы плебеев против патрициев), сенаторы и всадники, патроны и клиенты, что такое общественное поле (ager publicus). объясните, в чем суть реформ сервия туллия.
9. государственное устройство древнего рима царского периода и эпохи ранней республики. каковы полномочия царя в царский период рима. что такое сенат, какие у него были полномочия. каковы особенности народного собрания в древнем риме (в чем отличие куриатных комиций, центуриатных комиций и трибутных комиций). кто такие магистраты, что такое римские магистратуры. назовите основные функции консулов, преторов, цензоров, народных трибунов, эдилов и квесторов. назовите органы власти, избирающие должностных лиц, и иерархию магистратур.
10. римская familia. в чем особенность феномена римской фамилии. кто такой pater familias и какова его роль и власть в рамках своей фамилии. в чем особенность имущества фамилии, что относится к «манципируемым» вещам, и что относится к «неманципируемым» вещам. кто такие агнаты в римской фамилии. назовите основные этапы формирования римской фамилии как социально- ячейки государства, роль законов xii таблиц в ее формировании. назовите причины изменения фамилии в эпоху расцвета республики: каково отличие городской фамилии от сельской. какова разница в положении городских рабов и сельских, какие особенности в отношениях между господином и рабом-ремесленником и отпущенником .
43