1. Какой была политика Советской власти в отношении ислама? 2. Почему реформа алфавита была борьбы с исламом?
3. Почему модернизация и индустриализация всегда сопровождается развитием всеобщего образования?
4. Чем различается положение казахской культуры в 20-е и 30-е годы 20 в.?
5. На какие две группы можно разделить казахских писателей 20-30-х годов 20 века?
6. Что такое метод социалистического реализма?
7. Как вы понимаете выражение «национальное по форме, но социалистическое по содержанию искусство»?
8. Какие новые жанры появились в казахской литературе и искусстве в 20-30-е годы?
Задание повышенной сложности
1. После приобретения статуса автономной, а затем союзной советской республики в Казахстане появились «национальные» атрибуты, соответствующие этому статусу. О каких атрибутах идет речь?
С другой стороны, советская власть также старалась использовать ислам в своих целях. Некоторые мечети оставались открытыми, исламские образовательные учреждения были частично допущены, а мусульманские духовные лидеры были принуждены поддерживать советскую власть и проводить государственные политики.
2. Реформа алфавита была проведена в 1920-х годах в Казахстане и других автономных республиках СССР, чтобы привести письменность казахского языка в соответствие с принципами марксизма-ленинизма. В то время, кириллица стала основным алфавитом в СССР, и советская власть считала, что это способ прославить национальные языки и культуры народов СССР.
Однако, многие казахи считали арабскую письменность священной и используемой в Коране, и воспринимали реформу алфавита как попытку оторвать их от исламской традиции. Это вызвало протесты и недовольство в некоторых кругах общества.
3. Модернизация и индустриализация всегда сопровождаются развитием всеобщего образования по нескольким причинам. Первоначально, модернизация и индустриализация требуют большого количества квалифицированных работников, которых можно обеспечить только через систему образования. Второе, развитие образования позволяет людям освоить новые технологии и навыки, что необходимо для работы в индустриальной сфере. Третье, образование обеспечивает возможность передачи знаний и ценностей, что способствует поддержанию основ научного и технического прогресса.
4. Казахская культура в 20-е годы 20 века проходила через период открытости и развития, когда было много активности и поддержки со стороны коммунистической власти. Казахская литература начала процесс модернизации и перехода к новым жанрам и стилям, а также стала активно участвовать в формировании нового общества.
Однако, в 30-е годы 20 века произошел перегиб в сторону политического контроля со стороны властей, что привело к репрессиям и тотальному контролю над культурой и искусством, включая казахскую культуру. Использование социалистического реализма в искусстве стало тесно контролируемым для поддержания пропаганды и политической лояльности.
5. Казахских писателей 20-30-х годов 20 века можно разделить на две группы: писателей, поддерживающих политику революционного реализма и социалистического строительства, и писателей, сохранявших национальные и культурные традиции. Первая группа включала в себя авторов, чьи произведения были ориентированы на похвалу коммунистических идей и прогресса. Вторая группа, наоборот, продолжала сохранять казахскую исламскую культуру, пытаясь сохранить ее в новых условиях.
6. Метод социалистического реализма - это художественный метод, развившийся в СССР в 1930-х годах, который служил средством поддержки коммунистической идеологии и реалистическому описанию советской жизни. Этот метод предполагал создание произведений, отражающих идеологическую и политическую позицию партии, а также пропаганду идеи коммунизма.
7. "Национальное по форме, но социалистическое по содержанию искусство" означает, что искусство должно сохранять свое внутреннее содержание, выражая национальные традиции, культуру и ценности, однако оно также должно быть соответствовать идеологии коммунистической партии и стремлениям построить социалистическое общество.
8. В казахской литературе и искусстве 20-30-х годов появились новые жанры, такие как социалистический роман и драма, которые были ориентированы на пропаганду коммунистических идей и служили средством массовой политической пропаганды. Также были разработаны новые театральные формы, такие как социально-политические спектакли и массовые представления, которые укрепляли идеологию партии и повышали политическую осведомленность масс.