1. какова роль православной церкви в централизации российского государства? 2. сравните восточное и западное направление внешней политике российского государства .
1. К моменту Крещения и объединения на этой основе Русь представляла собой сплошное поле братоубийственных бесконечных междоусобиц и имела реальную перспективу самоликвидации. Наивно думать, что выбор Православия не был промыслом Божьим для сохранения народа, который как никакой другой оказался воспринять христианство и сыграть огромную роль в сохранении духовности всей земной цивилизации. Столько святых, сколько просияло в земле Российской, нет во всем остальном мире. 2. ответ прост - осколки Золотой Орды вроде Казанского и Астраханского ханств входили в зону интересов как Русского царства, так и Османской империи, с той лишь разницей, что влияние русской внешней политики на эти каганаты было сильнее, чем у осман. Ивану Грозному нельзя было упускать момент и прибирать в орбиту российской политики эти непрочные восточные государства, иначе бы они вошли в орбиту мусульманской Османсккой империи, что поставило бы под угрозу само существование молодого Российского государства. Процесс вхождения новых земель в состав России отличался высокой толерантностью и был относительно бескровным, и это заслуга как самого царя, так и его дипломатов. Западное направление внешней политики России ("окно в Европу", задолго до идей Петруши) серьёзно обеспокоило европейские государства, Россия пугала своей силой и непредсказуемостью, что вынудило Европу консолидироваться и отобрать у Ивана плоды победы. Европа многое бы дала, чтобы втянуть Россию в борьбу против Блистательной Порты, тем самым оттянув силы осман от своих южных границ, и заслугой Ивана Грозного стало то, что он дипломатически переиграл монархов Европы и Святой Престол, хотя за это ему пришлось отдать отвоеванные западные территории. Идея того стоила - необходимо было наращивать влияние и инфраструктуру в новоприсоединённых российских территориях, оставив идею "окна в Европу" потомкам, что было впоследствии реализовано Петром и Екатериной. Остаётся только печалиться о том, что светлое имя Ивана Грозного было подвергнуто диффамации, не прекращающейся до сих пор.
Наивно думать, что выбор Православия не был промыслом Божьим для сохранения народа,
который как никакой другой оказался воспринять христианство и сыграть огромную роль в сохранении духовности всей земной цивилизации.
Столько святых, сколько просияло в земле Российской, нет во всем остальном мире.
2. ответ прост - осколки Золотой Орды вроде Казанского и Астраханского ханств входили в зону интересов как Русского царства, так и Османской империи, с той лишь разницей, что влияние русской внешней политики на эти каганаты было сильнее, чем у осман. Ивану Грозному нельзя было упускать момент и прибирать в орбиту российской политики эти непрочные восточные государства, иначе бы они вошли в орбиту мусульманской Османсккой империи, что поставило бы под угрозу само существование молодого Российского государства.
Процесс вхождения новых земель в состав России отличался высокой толерантностью и был относительно бескровным, и это заслуга как самого царя, так и его дипломатов.
Западное направление внешней политики России ("окно в Европу", задолго до идей Петруши) серьёзно обеспокоило европейские государства, Россия пугала своей силой и непредсказуемостью, что вынудило Европу консолидироваться и отобрать у Ивана плоды победы. Европа многое бы дала, чтобы втянуть Россию в борьбу против Блистательной Порты, тем самым оттянув силы осман от своих южных границ, и заслугой Ивана Грозного стало то, что он дипломатически переиграл монархов Европы и Святой Престол, хотя за это ему пришлось отдать отвоеванные западные территории. Идея того стоила - необходимо было наращивать влияние и инфраструктуру в новоприсоединённых российских территориях, оставив идею "окна в Европу" потомкам, что было впоследствии реализовано Петром и Екатериной.
Остаётся только печалиться о том, что светлое имя Ивана Грозного было подвергнуто диффамации, не прекращающейся до сих пор.