Массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Стоит выделить ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени под воздействием развития техники. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.
Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности и предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе чёткий сюжет с интригой. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для неё характерна серийность предметов её потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.
Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации. В числе ключевых проявлений массовой культуры современности можно выделить такие как: индустрия детства, средства массовой информации, индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, реклама и мода и другие.
Критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась её ориентация на потребление, а не на творчество, ей приписывался преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.
Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишённые всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несёт в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры достижению всеобщей грамотности населения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь её шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство.
Массовая культура — это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Стоит выделить ключевой фактор формирования массовой культуры — увеличение времени для отдыха, вследствие сокращения количества рабочего времени под воздействием развития техники. В результате самые широкие слои общества также стали испытывать потребность в досуге. Заполнить этот досуг предстояло массовой культуре, которой удалось поставить практику развлечений на широкий поток.
Начало происходить сращивание культуры с миром развлечений, что предопределило ключевые особенности и предметное поле массовой культуры. Элементы массовой культуры должны были стать интересными по своему содержанию и иметь эффективную для быстрого восприятия зрителем форму, сочетать в себе чёткий сюжет с интригой. Такая специфика позволила предопределить основные черты, характеризующие массовую культуру. Во-первых, для неё характерна серийность предметов её потребления; во-вторых, трансляция примитивных стандартов жизни и отношений между людьми; в-третьих, развлекательность, забавность, сентиментальность; в-четвертых, пропаганда культа сильной личности, которой всегда сопутствует жизненный успех.
Массовая культура выступает также в качестве некоего фундамента мировой культуры, в результате чего происходит стирание и устранение национальных границ, в этом проявляется её роль в глобализации. В числе ключевых проявлений массовой культуры современности можно выделить такие как: индустрия детства, средства массовой информации, индустрия развлекательного досуга, индустрия оздоровительного досуга, реклама и мода и другие.
Критиками долгое время при оценке массовой культуры говорилось только об отрицательных её сторонах. Считалось, что она может быть востребована только невзыскательной и неразвитой публикой. Осуждалась её ориентация на потребление, а не на творчество, ей приписывался преимущественно развлекательный характер. Подчеркивалось, что в очень немногих произведениях рассматриваются вопросы о цели и смысле жизни, ценностях. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда произведения массовой культуры исполнены на достаточно низком профессиональном уровне, не обладают высокой эстетической ценностью и формировать только лишь массовое мировоззрение, которому присущи некритические убеждения и взгляды.
Данные рассуждения нельзя отвергать, как лишённые всякого смысла. Однако нужно сказать о положительных аспектах, которые несёт в себе развитие массовой культуры. Во-первых, появление массовой культуры достижению всеобщей грамотности населения. Во-вторых, массовой культуре принадлежит значительная роль в становлении современного рекреационного механизма снятия стрессов и напряжений. В-третьих, не следует углубляться в категорическое противопоставление массовой культуры высокой культуре предшествующих эпох. В те времена также существовали и средняя, и низовая культуры, однако с течением времени до нас дошли лишь её шедевры, которые представляют собой единичное явление любой эпохи, выделение которых всегда происходит лишь с течением времени. Также произойдет и с современной культурой, которая с течением времени отсеет большую часть произведений, оставив лишь настоящее искусство.