Среда программирования кумир 4.2. Где-то в поле Робота находится вертикальная
стена, размеры которой неизвестны. Робот из
верхнего левого угла поля должен дойти до стены
и закрасить все клетки вокруг нее.
4.3. Где-то в поле Робота находятся две
горизонтальные стены смещенные друг
относительно друга, размеры которых неизвестны.
Робот из произвольной клетки над верхней стеной,
но обязательно напротив нее, должен дойти до
стены и закрасить все клетки между стенами
Для первой задачи, где есть только одна вертикальная стена, нам неизвестны ее размеры. Для начала, нам нужно написать алгоритм, который будет двигать робота до тех пор, пока он не достигнет стены. Важно помнить, что робот начинает движение из верхнего левого угла поля.
Шаги для решения:
1. Инициализируем переменные для текущего положения робота по горизонтали (x) и вертикали (y). Пусть исходное значение x = 1, y = 1.
2. Запускаем цикл, который будет выполняться, пока робот не достигнет стены. В условии цикла проверяем, что текущее значение x меньше размера поля по горизонтали.
3. Внутри цикла увеличиваем значение переменной x на 1, чтобы робот двигался вправо.
4. После каждого шага вправо, робот может проверять, есть ли на его пути стена или нет. Если робот сталкивается со стеной, то он должен остановиться и закрасить все клетки вокруг нее.
5. Для закрашивания клеток вокруг стены, можно использовать цикл, который будет выполняться в пределах определенной области или использовать условные операторы для проверки каждой клетки.
6. После закрашивания клеток вокруг стены, робот должен выйти из цикла, и задача будет выполнена.
Пример кода на языке Кумир 4.2 для решения данной задачи:
```
алг
размеры_поля = РазмерыПоля() // получаем размеры поля
x = 1 // начальное положение робота по горизонтали
y = 1 // начальное положение робота по вертикали
пока x < размеры_поля.по_горизонтали цикл // пока не достигли стены
x = x + 1 // двигаемся вправо
если СтенаСправа() то // проверяем, есть ли стена справа
закрасить_клетки_вокруг_стены(x, y) // вызываем функцию для закрашивания клеток
остановиться // останавливаемся после закрашивания клеток
кц
кон
проц закрасить_клетки_вокруг_стены(стена_x, стена_y)
// переменные для размеров поля и координаты текущей клетки
размеры_поля = РазмерыПоля()
текущая_клетка_x = 1
текущая_клетка_y = 1
для i от (стена_x - 1) до (стена_x + 1) цикл
для j от (стена_y - 1) до (стена_y + 1) цикл
// проверяем, что текущие координаты клетки находятся в пределах поля
если (текущая_клетка_x >= 1) и (текущая_клетка_x <= размеры_поля.по_горизонтали) и (текущая_клетка_y >= 1) и (текущая_клетка_y <= размеры_поля.по_вертикали) то
закрасить_клетку(текущая_клетка_x, текущая_клетка_y) // вызываем функцию для закрашивания клетки
кц
текущая_клетка_y = текущая_клетка_y + 1 // переходим к следующей клетке по вертикали
кц
текущая_клетка_x = текущая_клетка_x + 1 // переходим к следующей клетке по горизонтали
текущая_клетка_y = 1 // сбрасываем координату по вертикали для новой строки
кон
проц закрасить_клетку(x, y)
// здесь может быть код для закраски клетки
...
кон
```
Таким образом, робот будет двигаться вправо до тех пор, пока не достигнет стены, а затем закрасит все клетки вокруг стены.
Для второй задачи, где есть две горизонтальные стены, мы также можем использовать похожий алгоритм, но с некоторыми изменениями. Вместо того, чтобы начинать движение из верхнего левого угла поля, робот начнет движение из произвольной клетки над верхней стеной, но напротив нее.
Шаги для решения:
1. Инициализируем переменные для текущего положения робота по горизонтали (x) и вертикали (y), пусть исходное значение x = 1, y = N+1, где N - высота стены.
2. Запускаем цикл, который будет выполняться, пока робот не достигнет стены. В условии цикла проверяем, что текущее значение y больше высоты стены.
3. Внутри цикла увеличиваем значение переменной y на 1, чтобы робот двигался вниз.
4. После каждого шага вниз, робот может проверять, есть ли на его пути стена или нет. Если робот сталкивается со стеной, то он должен остановиться и закрасить все клетки между стенами.
5. Для закрашивания клеток между стенами, можно использовать цикл, который будет выполняться в пределах определенной области или использовать условные операторы для проверки каждой клетки.
6. После закрашивания клеток между стенами, робот должен выйти из цикла, и задача будет выполнена.
Пример кода на языке Кумир 4.2 для решения данной задачи:
```
алг
размеры_поля = РазмерыПоля() // получаем размеры поля
высота_стены = ... // получаем высоту стены из данных или пользовательского ввода
x = 1 // начальное положение робота по горизонтали
y = высота_стены + 1 // начальное положение робота по вертикали (над верхней стеной)
пока y > высота_стены цикл // пока не достигли стены
y = y - 1 // двигаемся вниз
если СтенаСнизу() то // проверяем, есть ли стена снизу
закрасить_клетки_между_стенами(x, y, высота_стены) // вызываем функцию для закрашивания клеток
остановиться // останавливаемся после закрашивания клеток
кц
кон
проц закрасить_клетки_между_стенами(стена_x, стена_y, высота_стены)
// переменные для размеров поля и координаты текущей клетки
размеры_поля = РазмерыПоля()
текущая_клетка_x = 1
текущая_клетка_y = 1
для j от (стена_y - высота_стены) до (стена_y) цикл
для i от (стена_x - 1) до (стена_x) цикл
// проверяем, что текущие координаты клетки находятся в пределах поля
если (текущая_клетка_x >= 1) и (текущая_клетка_x <= размеры_поля.по_горизонтали) и (текущая_клетка_y >= 1) и (текущая_клетка_y <= размеры_поля.по_вертикали) то
закрасить_клетку(текущая_клетка_x, текущая_клетка_y) // вызываем функцию для закрашивания клетки
кц
текущая_клетка_x = текущая_клетка_x + 1 // переходим к следующей клетке по горизонтали
кц
текущая_клетка_y = текущая_клетка_y + 1 // переходим к следующей клетке по вертикали
текущая_клетка_x = 1 // сбрасываем координату по горизонтали для новой строки
кон
проц закрасить_клетку(x, y)
// здесь может быть код для закраски клетки
...
кон
```
Таким образом, робот будет двигаться вниз до тех пор, пока не достигнет стены, а затем закрасит все клетки между стенами.