Черепаха Тортилла вручила Буратино золотой ключик в центре прямоугольного пруда размером N*M. На берегу стоит Карабас-Барабас, который желает отобрать ключик себе. Буратино на суше бегает в два раза быстрее его. Но в воде плавает в K раз медленнее, чем бегает Карабас-Барабас. Определите, сумеет ли Буратино убежать от злого директора при заданном K, при условии, что Карабас стоит в ближайшей точке от него. В воду Карабас не полезет. Оптимальным путем для Буратино будет прямая линия к берегу. Данные для вывода: "убежал" или "попался" в зависимости от результатов расчёта. Буратино попался, если время, когда он оказался на берегу больше или равно времени, которое понадобилось бы Карабасу, чтобы добежать до той же точки.

Sofwork Sofwork    3   20.10.2020 23:10    48

Ответы
Gødzilla Gødzilla  28.01.2024 13:00
Для решения этой задачи, мы можем использовать принцип времени равноудалённых точек. Идея состоит в том, что если Буратино и Карабас находятся на одинаковом расстоянии от ключика в один и тот же момент времени, то Карабас никогда не сможет догнать Буратино.

Давайте представим, что директор стоит на координатах (0,0), а ключик находится на координатах (N,M), где N - длина пруда, а M - ширина пруда. Будем считать, что Буратино находится на координатах (x,y). Так как оптимальный путь для Буратино - это прямая линия к берегу, то можете представить, что Буратино бежит вдоль одной из сторон прямоугольника до достижения точки (0,M) или (N,0).

Передвижение Буратино состоит из двух этапов: бег по суше и плавание в воде. Давайте предположим, что Буратино бежит со скоростью V, а Карабас бежит со скоростью V/K (так как он плавает в K раз медленнее, чем бежит на суше).

Первый этап - бег по суше:
Для определения времени, которое требуется Буратино на бег до берега, мы можем использовать формулу расстояния, скорости и времени: время_бега = расстояние_до_берега / скорость_по_суше.
Так как Буратино бежит в два раза быстрее Карабаса, его скорость равна 2*V. Расстояние до берега определяется его текущим положением: расстояние_до_берега = M - y (если Буратино находится на левой стороне прямоугольника) или расстояние_до_берега = N - x (если Буратино находится на верхней стороне прямоугольника). Таким образом, время_бега равно (M - y) / (2*V) или (N - x) / (2*V) в зависимости от положения Буратино.

Второй этап - плавание в воде:
Для определения времени, которое требуется Буратино на плавание до берега, мы можем использовать формулу расстояния, скорости и времени: время_плавания = расстояние_до_берега / скорость_в_воде.
Так как Карабас бежит в K раз медленнее, чем его скорость в суше, то его скорость в воде равна V/K. Расстояние до берега в этом случае равно тому же, что и в первом этапе: M - y если Буратино находится на левой стороне прямоугольника, или N - x если Буратино находится на верхней стороне прямоугольника. Таким образом, время_плавания равно (M - y) / (V/K) или (N - x) / (V/K) в зависимости от положения Буратино.

Теперь у нас есть время_бега и время_плавания. Чтобы определить, попался ли Буратино или убежал от Карабаса, мы должны сравнить время, когда Буратино оказывается на берегу, с временем, которое понадобилось бы Карабасу, чтобы добежать до такой же точки. Если время_бега или время_плавания больше или равно времени, которое понадобилось бы Карабасу, то Буратино попался, в противном случае он убежал.

В формате алгоритма решения, это может выглядеть следующим образом:

1. Считать значения N (длина пруда), M (ширина пруда) и K (отношение скорости Буратино к Карабасу).
2. Считать значения координат x и y, где Буратино находится в прямоугольнике.
3. Вычислить время_бега:
- Если x = 0, то время_бега = (M - y) / (2*V).
- Если y = 0, то время_бега = (N - x) / (2*V).
4. Вычислить время_плавания:
- Если x = 0, то время_плавания = (M - y) / (V/K).
- Если y = 0, то время_плавания = (N - x) / (V/K).
5. Сравнить время_бега и время_плавания с временем, которое понадобилось бы Карабасу чтобы добежать до такой же точки:
- Если время_бега >= время_плавания, вывести "попался".
- Если время_бега < время_плавания, вывести "убежал".

Таким образом, школьник может использовать этот алгоритм для решения задачи. Не забудьте объяснить каждый шаг алгоритма, чтобы подсказать, какие значения использовать и как получить окончательный ответ.
ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ
Другие вопросы по теме Информатика