C++ От :
(1)
Создайте два класса описывающие эти геометрические объекты: Point и Vector. При этом Point(0.0, 1.0, 2.0) будет точкой в координатном пространстве x = 0.0, y = 1.0 и z = 2.0. А Vector(1.0, 0.0, 0.0) будет вектором, представляющим направление только вдоль положительной оси x длиной 1.0.
Вектор может применятся к точке для перемещения точки на новую позицию. Это делается путем добавления направления вектора к позиции точки. Например, Point(0.0, 1.0, 2.0) + Vector(0.0, 2.0, 0.0) даст точку Point(0.0, 3.0, 2.0). Создайте для этой операции функцию movePointByVector(). Сделайте это всеми из перечисленных :
a) объявите функцию movePointByVector() отдельно от классов Point и Vector, объекты этих классов предаются как параметры в эту функцию, в результате функция возвращает новый объект класса Point;
b) объявите класс Point дружественным классу Vector и реализуйте метод movePointByVector () в классе Point;
c) объявите метод Point:: movePointByVector () дружественным классу Vector;
d) объявите класс Vector дружественным классу Point и реализуйте метод movePointByVector () в классе Vector;
e) объявите метод Vector:: movePointByVector () дружественным классу Point
(2)
Доработайте программу из 1 задания, заменив функционал метода movePointByVector() перегрузкой операторов сложения и вычитания для соответствующих операндов. Кроме того, перегрузите оператор [] для получения значений координат x, y, z по соответствующему индексу 0,1,2 и символу “x”, “y”, “z”, и операторы ввода и вывода.
Дружественные функции - это функции, которые не являются членами класса, однако имеют доступ к его закрытым членам - переменным и функциям, которые имеют спецификатор private.
Для определения дружественных функций используется ключевое слово friend. Например, определим следующую программу:
#include <iostream>
#include <string>
class Auto
{
friend void drive(Auto &);
friend void setPrice(Auto &, int price);
public:
Auto(std::string autoName, int autoPrice)
{
name = autoName;
price = autoPrice;
}
std::string getName(){ return name; }
int getPrice() { return price; }
private:
std::string name; // название автомобиля
int price; // цена автомобиля
};
void drive(Auto &a)
{
std::cout << a.name << " is driven" << std::endl;
}
void setPrice(Auto &a, int price)
{
if (price > 0)
a.price = price;
}
int main()
{
Auto tesla("Tesla", 5000);
drive(tesla);
std::cout << tesla.getName() << " : " << tesla.getPrice() << std::endl;
setPrice(tesla, 8000);
std::cout << tesla.getName() << " : " << tesla.getPrice() << std::endl;
return 0;
}
Здесь определен класс Auto, который представляет автомобиль. У этого класса определены приватные закрытые переменные name (название автомобиля) и price (цена автомобиля). Также в классе объявлены две дружественные функции: drive (функция вождения автомобиля) и setPrice (функция назначения цены). Обе этих функции принимают в качестве параметра ссылку на объект Auto.
Когда мы объявляем дружественные функции, то фактически мы говорим компилятору, что это друзья класса и они имеют доступ ко всем членам этого класса, в том числе закрытым.
При этом для дружественных функций не важно, определяются они под спецификатором public или private. Для них это не имеет значения.
Определение этих функций производится вне класса. И поскольку эти функции являются дружественными, то внутри этих функций мы можем через переданную ссылку Auto обратиться ко всем его закрытым переменным.
Консольный вывод программы:
Tesla is driven
Tesla : 5000
Tesla : 8000
Определение дружественных функций в классе
Дружественные функции могут определяться в другом классе. Например, определим класс Person, который использует объект Auto:
#include <iostream>
#include <string>
class Auto;
class Person
{
public:
Person(std::string n)
{
name = n;
}
void drive(Auto &a);
void setPrice(Auto &a, int price);
private:
std::string name;
};
class Auto
{
friend void Person::drive(Auto &);
friend void Person::setPrice(Auto &, int price);
public:
Auto(std::string autoName, int autoPrice)
{
name = autoName;
price = autoPrice;
}
std::string getName() { return name; }
int getPrice() { return price; }
Объяснение:
1 void drive(Auto &a);
2 void setPrice(Auto &a, int price);
То есть фигурально говоря, человек водит автомобиль и назначает ему цену с этих функциий.
Класс Auto определяет дружественные функции с той же сигнатурой:
1 friend void Person::drive(Auto &);
2 friend void Person::setPrice(Auto &, int price);
Причем поскольку данные функции будут определены в классе Person, то названия этих функций предваряется префиксом "Person::".
И поскольку в этих функциях предполагается использовать объект Auto, то ко времени определения этих функций все члены объекта Auto должны быть известны, поэтому определения функций находятся не в самом классе Person, а после класса Auto. И так как эти функции определены в классе Auto как дружественные, мы можем обратиться в этих функциях к закрытым членам класса Auto.
Консольный вывод программы:
Tom drives Tesla
Tesla : 8000
Дружественные классы
В случае выше класс Person использует только две функции из класса Auto. Но допустим впоследствии возникла необходимость добавить в класс Auto еще ряд дружественных функций, которые будут определены в классе Person. Либо мы можем предполагать, что класс Person будет активно использовать объекты Auto. И в этом случае целесообразно определять не отдельные дружественные функции, а определить дружественным весь класс Person: