Религия выполняет ряд функций и играет определенную роль в обществе. Понятия "функция" и "роль" связаны, но не тождественны. Функция — это действия религии в обществе, роль — суммарный результат, последствия выполнения ею функций. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующе-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе- разлегитимирующая. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Нет такой отрасли знания, которая бы ответила полностью на все вопросы человеческого бытия; у каждой науки, даже предельно широкой, есть свои рамки исследования. В религии же, даже архаичной, выстраивается система ответов на все вопросы. Проблема не в том, насколько истинны эти ответы, а в том, что они, в отличие от науки, есть. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняя ограниченность, зависимость, бессилие людей — как в плане сознания, так и в плане изменения условий существования. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе; социальное неравенство превращается в равенство во грехах, в страдании; разобщенность и изоляция сменяются братством в общине; безличное и безразличное общение индивидов заменяется общением с божеством и другими верующими. Психологическим последствием такой компенсации является снятие стресса, переживаемое как утешение, очищение, наслаждение, даже если это происходит иллюзорным путем. Религия, обеспечивая реальное общение, выполняет коммуникативную функцию. Общение складывается как в религиозной, так и во внерелигиозной деятельности. В процессе обмена информацией, взаимодействия верующий человек получает возможность контактировать с людьми по установленным правилам, которые облегчают процесс общения и вхождения в определенную среду. Требования к общению между верующими, принятые практически во всех существующих религиях наполнить атмосферу взаимодействия гуманистическим содержанием, духом дружелюбия и уважения. Регулятивная функция религии осуществляется с определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов, которые управляют деятельностью, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система религиозной морали и права. Наиболее яркие примеры воздействия религиозного права можно обнаружить в обществах, характеризующихся национальной и религиозной однородностью. В каждой религии есть собственная система контроля за выполнением моральных заповедей. В христианстве это — исповедь, на которую верующий должен приходить с определенной регулярностью. По результатам исповеди, а также поступков, которые совершались явно, назначается мера наказания или поощрения. При этом такое "воздаяние" может быть действительным или отложенным на неопределенный срок.
В современной России наблюдается оживление феномена стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности. Большинству населения незнакомы, а то и просто чужды традиционные формы религиозной жизни. Возвращение к религии происходит не в результате церковной проповеди, а вследствие саморазвития светской культуры и идеологии. Средства массовой информации, деятели культуры, представляющие определенные политические и национальные интересы, играют в процессе религиозного обновления едва ли не большую роль, чем духовенство. Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике. Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.
определенную роль в обществе. Понятия
"функция" и "роль" связаны, но не
тождественны. Функция — это
действия религии в обществе, роль —
суммарный результат, последствия
выполнения ею функций.
Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная,
коммуникативная, регулятивная,
интегрирующе-дезинтегрирующая,
культурнотранслирующая, легитимирующе-
разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия
реализует благодаря наличию в ней
определенного типа взглядов на человека,
общество, природу. Нет такой отрасли знания,
которая бы ответила полностью на все
вопросы человеческого бытия; у каждой науки,
даже предельно широкой, есть свои рамки
исследования. В религии же, даже архаичной,
выстраивается система ответов на все
вопросы. Проблема не в том, насколько
истинны эти ответы, а в том, что они, в
отличие от науки, есть.
Религия выполняет компенсаторную
функцию, восполняя ограниченность,
зависимость, бессилие людей — как в плане
сознания, так и в плане изменения условий
существования. Реальное угнетение
преодолевается свободой в духе; социальное
неравенство превращается в равенство во
грехах, в страдании; разобщенность и
изоляция сменяются братством в общине;
безличное и безразличное общение индивидов
заменяется общением с божеством и другими
верующими. Психологическим последствием
такой компенсации является снятие стресса,
переживаемое как утешение, очищение,
наслаждение, даже если это происходит
иллюзорным путем.
Религия, обеспечивая реальное общение,
выполняет коммуникативную функцию.
Общение складывается как в религиозной, так
и во внерелигиозной деятельности. В процессе
обмена информацией, взаимодействия
верующий человек получает возможность
контактировать с людьми по установленным
правилам, которые облегчают процесс
общения и вхождения в определенную среду.
Требования к общению между верующими,
принятые практически во всех существующих
религиях наполнить атмосферу
взаимодействия гуманистическим
содержанием, духом дружелюбия и уважения.
Регулятивная функция религии
осуществляется с определенных
идей, ценностей, установок, стереотипов,
мнений, традиций, обычаев, институтов,
которые управляют деятельностью, сознанием
и поведением индивидов, групп, общин.
Особенно большое значение имеет система
религиозной морали и права. Наиболее яркие
примеры воздействия религиозного права
можно обнаружить в обществах,
характеризующихся национальной и
религиозной однородностью. В каждой
религии есть собственная система контроля за
выполнением моральных заповедей. В
христианстве это — исповедь, на которую
верующий должен приходить с определенной
регулярностью. По результатам исповеди, а
также поступков, которые совершались явно,
назначается мера наказания или поощрения.
При этом такое "воздаяние" может быть
действительным или отложенным на
неопределенный срок.
Современную религиозность отличает легкость принятия нового религиозного опыта, новых религиозных понятий, но в то же время и сложность полного разрыва с русско-советской культурной традицией и потому предопределенность различных форм взаимодействия с православием. А оно практикой религиозной организации и деятельностью своих руководителей часто дает поводы к справедливой критике.
Эти причины побуждают человека к поискам смысла жизни, системы ценностей в сфере антидуховности, уводящей его от реализации объективных интересов, а в критических ситуациях — подвергающей риску его душевное здоровье и саму жизнь. Духовная анемия общества, порожденная кризисными явлениями в экономике, политике и социальной сфере, подрывает культурную почву, лишает человека адаптации к жизненным обстоятельствам и поворотам индивидуальной судьбы.