На территории области расположено пять портов: Ростовский, Таганрогский, Азовский, Волгодонский и Усть — Донецкий Ростовский порт относится к числу наиболее крупных и технически оснащенных портов в Европейской части России. Порт расположен в черте города Ростова-на-Дону вдоль правого и левого берегов реки. С 1998 года он открыт для международного судоходства. Ведущую роль в обработке грузов флота на акватории «Большого Ростова» занимает старейшее предприятие ОАО «Ростовский порт» . Международный порт в Ростове-на-Дону имеет четыре грузовых района и специализируется на обработке минерально-строительных, тарно-штучных грузов, лесоматериалов, металла. Таганрогский международный морской торговый порт оснащен оборудованием для перевалки сыпучих, генеральных, контейнерных грузов, проката черных металлов. Ведущую роль в обработке грузов флота в Таганрогском транспортном узле занимает ОАО «Таганрогский морской торговый порт» . Основу грузов составляет: черный металл, уголь, сахар-сырец, пиломатериалы, зерновые, мазут. Волгодонский речной порт осуществляет перевозку зерна и строительных грузов. Таганрогский, Ростовский и Азовский порты работают в режиме круглогодичной навигации. Морские и речные порты Ростовской области обслуживать суда типа «река-море» грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, район плавания которых простирается до Гибралтара. Через пролив Босфор обеспечен доступ к странам Средиземноморья и Западной Европы, а по рекам Дунай и Рейн — к Придунайским странам. В области работают более 40 судоходных компаний, а также целый ряд судоремонтных и транспортных предприятий. Азовский международный морской порт — второй по значимости порт бассейна — специализируется на минеральных и строительных материалах, тарно-штучных грузах, лесоматериалах, угле, прокате черных металлов. В порту действует постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ. Ведущую роль в Азовском воднотраспортном узле играет ОАО «Азовский морской порт» . Портовые мощности Азова включают перегрузочные комплексы: ОАО «Азовский морской порт» (АМП) , ОАО «Азовская судоверфь» , ЗАО «Азовпродукт» , Азовский филиал «Таганрогского судоремонтного завода» и др. Расчетный годовой грузооборот порта составляет около 5 млн тонн. Усть-Донецкий порт перерабатывает серу, щебень, металлолом и лесоматериалы. Портовые мощности представляют собой универсальные перегрузочные комплексы, которые строились для перевалки минерально-строительных материалов и лесных грузов, а также высокопроизводительные специализированные комплексы для перевалки угля. Перегрузочная мощность порта — 5,8 млн тонн. Порт оснащен углепогрузочным комплексом, 23 портальными кранами грузоподъемностью от 10 до 16 тонн. Протяженность 11 механизированных причалов составляет 1385 м. На лесных причалах установлены 5 торцевальных машин для выравнивания круглого леса длиной до 7 м. Глубина у причалов 4-5 метров, глубина подходного канала 4 м. Имеется комплекс по принятию и загрузке судов типа «река-море» со складом емкостью 27,5 тыс. тонн.