СОСТАВЬТЕ КОНСПЕКТ В 8 классе вы изучали природу и население России в их взаимо- действии. В этом году вам предстоит познакомиться с географией хозяйственной деятельности населения и с географическими райо- нами страны. География хозяйства, как и любая другая географическая нау- ка, изучает свой объект с точки зрения его размещения на земной поверхности. Она отвечает на вопросы: где расположены хозяйст- венные объекты, почему именно там, как они работают и как мож- но улучшить их размещение. По словам одного из основателей этой науки в России Н. Н. Баранского, экономическая география изу- чает пространственные различия, то есть различия в хозяйстве от места к месту, и пространственные сочетания в хозяйстве. Вспомните, как на уроках географии в 8 классе вначале вы изу- чали отдельные компоненты природы (рельеф, климат, воды, почвы и т. д.), а затем стали рассматривать уже сочетания всех этих компонентов — ландшафты, природно-хозяйственные зоны. В 9 классе вы сначала будете изучать отдельные отрасли хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, информацион- ную инфраструктуру, сферу обслуживания) и только затем их со- четания — типы хозяйства в географических районах (первый раз- дел учебника). 'Отдельную отрасль хозяйства мы тоже не должны рассматри- вать обособленно, а только во взаимодействии с компонентами природы, размещением населения, экономическими, социальны- ми, культурными и политическими особенностями территории. Второй раздел учебника посвящён изучению географических районов России, огромной страны, «страны стран», большого «се- мейства районов». Каждый район имеет свою историю, своё особое сочетание природы, населения и хозяйства, своё неповторимое лицо. Основу, базис развития района составляет его природа. Человек не может существовать, не ведя хозяйство, не потребляя ресурсы: воду, воздух, почвенное плодородие, полезные ископаемые и т. д. Но в разных районах воздействие на окружающую среду различно: где-то изменения природы невелики, а где-то территория совер- шенно меняет свой облик. Это зависит от того, какое хозяйство ве- дёт человек. Современный облик любого географического района — «совмест- ное творение» и природы, и рук человека. «Воля и труд человека дивные дива творят» — эти слова Н. А. Некрасова многократно под- тверждались в истории. К сожалению, можно привести много и противоположных примеров, когда действия человека подрывали природную основу его собственного существования. Изучение взаимодействия человека и природы на разных исто- рических этапах и последствий этого взаимодействия как для при- роды, так и для человека — главная задача географии при рассмот- рении районов России. _ Какие природные ресурсы территории люди использовали в раз- ные периоды, как шло заселение района, что представляло собой его население, какую роль район играл в хозяйстве страны — эти и другие вопросы будут рассмотрены в данном учебнике.