сократить коротко самое главное. ( Чтобы приблизительно было 1.5 листа как в тетрадке)
Основные темы и мотивы лирики. Черты личности поэта, отраженные в поэзии.
Уже в раннем творчестве наметились основные темы: о Родине, любви и творчестве. Все написанное в юные годы пронизано ожиданием счастья и верой, что жизнь предназначена для высокого смысла.
В 20 лет Цветаева создает стихотворение "Моим стихам, написанный так рано", в котором дает оценку своим искрометным творениям, сравнивая с "фонтанными брызгами", "искрами ракет", "чертенятами", врывающимися в поэтическое "святилище", в котором "сон и фимиам", "драгоценными винами", для которых настанет свое время. Поэт верит, что не нужные никому сейчас, валяющиеся в пыльных магазинах, ее стихи будут востребованы будущими поколениями. Строчки стихотворения стали пророческими.
Моим стихам, написанно так рано,
Что и не знала я, что я- поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
-Нечитанным стихам!-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913. Коктебель.
Источник.
Особое место отведено русским поэтам в лирике Цветаевой. Темой творчества проникнуты стихотворения, посвященные Блоку, Ахматовой, Маяковскому и многим другим. С 1916 г. создается цикл "Стихи к Блоку", открывающийся стихотворением "Имя твое- птица в руке". Блок ни разу не назван по имени, оно обыгрывается в образах птицы, льдинки, мячика, пойманного на лету, серебряного бубенца. Имя осязаемо, его можно услышать в окружающих звуках, увидеть в движении губ, попробовать на вкус. В этих образах переданы особенности поэзии Блока: трепетность, восторженность, звонкость звучания, полет мысли. Весь цикл-это преклонение перед "святым сердцем" рыцаря Пекрасной Дамы, Божьего праведника", "нежного призрака", "светоносного ангела", чья душа и талант несовместимы со страшным миром". Последние стихотворения будут написаны после смерти поэта в 1921 г.
Во многом перекликается с темой творчества "Кто создан из камня, кто создан из глины" (1920 г.). Но это и философская лирика: поэт через самопознание, сравнивая себя с другими, осознает свое творческое начало как морскую стихию, свободную и неподвластную законам времени и человеческого бытия.
Философское и жизнеутверждающее размышление "Уж сколько их упало в эту бездну"(1913 г.) хотя начинается с воспоминания об ушедших из жизни и осознания своего неизбежного ухода, переходит к призывам веры и любви к "живым и настоящим". Смерть- напоминание о том, как нужно любить жизнь. Самих слов "смерть", "умру" нет в тексте, вместо этого- "упали в бездну", "исчезну с поверхности земли", но все равно "будет жизнь".
Уникальна любовная лирика Цветаевой, вершиной которой стала "Поэма горы". Любовь передана в образе горы, как символа огромного, высокого и чистого чувства. Цветаева часто обожествляла предмет своей влюбленности, о котором пишет с восторженным любованием, торжественно, упоительно, открыто и искренне. Одним из шедевров ее любовной лирики, ставшим романсом, является "Мне нравится, что вы больны..."(1915 г.), в котором даже нелюбовь может стать выражением любви. Истинные чувства героини выражены одним словом- "увы".
Своеобразие лирики Цветаевой состоит в том, что она умерла сочетать в поэзии "старомодную учтивость и бунтарство", архаизм и новаторство, ее творчество соткано из внутренних противоречий, содержит многоплановые смыслы. Она виртуозно обращалась со звукописью, звучание всегда согласуется с настроением текста и его содержанием. Используя особый синтаксис фраз- обилие тире, резких переносов, дробление слов на части создает музыкальность текстов смысловыми паузами. Ее поэзия вфористична, одной фразой поэту удавалось выразить глубокий философский смысл.