решить лабораторную работу
Опыт 1. Различные случаи гидролиза солей
В пять пробирок на ⅓ объема налейте дистиллированной воды. Первую пробирку оставьте в качестве контрольной, а в остальные добавьте по одному микрошпателю солей: хлорида аммония NH4Cl, ацетата натрияCH3COONa, хлорида натрияNaCl, карбоната натрияNa2CO3.
Затем в каждую пробирку добавьте 1 – 2 капли раствора универсального индикатора. Отметьте окраску растворов в пробирках. Определите значение рН раствора, пользуясь данными таблицы 1. Результаты наблюдений сведите в таблицу 2. Сделайте выводы. Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной форме.
Опыт 2. Влияние различных факторов на степень гидролиза солей
2.1 Влияние силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза
В две пробирки налейте на ⅔ объема дистиллированной воды. В одну пробирку внесите один микрошпатель сульфита натрия, в другую – карбоната натрия. По отсутствию выделения SO2и СО2убедитесь, что гидролиз протекает лишь по первой ступени. Запишите уравнения реакций гидролиза.
В каждую пробирку добавьте по одной капле фенолфталеина. В растворе какой соли окраска индикатора интенсивнее? В каком случае концентрация ионов ОН-более высокая и, следовательно, степень гидролиза больше? Объясните наблюдаемое явление, сравнив константы диссоциации угольной и сернистой кислот (4,5∙10-7и 1,7∙10-2соответственно).
Степень гидролиза какой соли, AlCl3илиMgCl2, при одинаковых концентрациях и температуре должна быть больше? Напишите уравнения гидролиза по первой ступени и решите, в каком случае концентрация ионов Н+должна быть выше (константы диссоциации поIIступениMg(OH)2иAl(OH)3равны 2,5∙10-3и 2,1∙10-9соответственно).
Сделайте общий вывод о влиянии силы кислоты и основания, образующих соль, на степень ее гидролиза.