К. Паустовский — «Повесть о лесах». В «Повести о лесах» К. Паустовский размышляет о месте природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Тема русской природы сливается в повести с темой России, с темой русской культуры, музыки, с размышлением о судьбе народа. Образ лесов в повести является символическим, это поэтический образ всей России. Удивительно переплетено в произведении и настоящее. В первой главе мы видим справедливое негодование П. И. Чайковского, великого русского композитора, пытающегося предотвратить вырубку леса. Он пытается выкупить этот лес у предприимчивого купца Трощенко, пытается искать у губернатора. Однако все попытки тщетны — на участке начинают работать лесорубы. «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели. Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве. Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал. Подлость! — бормотал он. — Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, «промотавшиеся отцы!..». Такое же отношение к природе мы видим и у людей нового поколения. Николай Никитич умер, когда погиб разрушенный ветром и ливнем его любимый сад. Писатель Леонтьев отдыхает душой, устроившись на время лесничим. Становится лесоводом Коля, вернувшийся в родной город из Ленинграда. Тонко чувствует и понимает родную природу Анфиса. Делу защиты и изучения природы посвящает свою жизнь Марья Трофимовна. Но вот началась Великая Отечественная война, и враги беспощадно расправляются и с природой, и с русской культурой. С болью в сердце Леонтьев следил за гибелью лесов. «Он знал, что гитлеровцы начисто вырубили великолепные дубравы на Украине. Он видел леса, похожие на исполинские кладбища, где к небу поднимались обугленные стволы, лишенные ветвей. В Смоленской области он видел опытный лес из лиственницы. Фашисты свели его весь, до последнего дерева. Это был, как выражались лесоводы, классический лес: необыкновенной мощи, чистоты и прелести». Варварски относятся немцы и к великой русской культуре. Так, Аграфена не может вынести мысли о том, что в доме Чайковского расположились немцы. Один из них, открыв рояль, дурачась, бьет по клавишам ногами. И, сталкивая немца, она защищает Чайковского, свою историю, свою великую культуру. Аграфена погибает, но остается молодое поколение — определяет русскую душу, природа неразрывно связана с русской культурой, искусством. Искусство, по мысли писателя, — это творческая попытка человека создать красоту, подобную той, которую создает природа.
К. Паустовский — «Повесть о лесах». В «Повести о лесах» К. Паустовский размышляет о месте природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Тема русской природы сливается в повести с темой России, с темой русской культуры, музыки, с размышлением о судьбе народа. Образ лесов в повести является символическим, это поэтический образ всей России. Удивительно переплетено в произведении и настоящее. В первой главе мы видим справедливое негодование П. И. Чайковского, великого русского композитора, пытающегося предотвратить вырубку леса. Он пытается выкупить этот лес у предприимчивого купца Трощенко, пытается искать у губернатора. Однако все попытки тщетны — на участке начинают работать лесорубы. «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы. Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели. Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой. Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве. Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал. Подлость! — бормотал он. — Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, «промотавшиеся отцы!..». Такое же отношение к природе мы видим и у людей нового поколения. Николай Никитич умер, когда погиб разрушенный ветром и ливнем его любимый сад. Писатель Леонтьев отдыхает душой, устроившись на время лесничим. Становится лесоводом Коля, вернувшийся в родной город из Ленинграда. Тонко чувствует и понимает родную природу Анфиса. Делу защиты и изучения природы посвящает свою жизнь Марья Трофимовна. Но вот началась Великая Отечественная война, и враги беспощадно расправляются и с природой, и с русской культурой. С болью в сердце Леонтьев следил за гибелью лесов. «Он знал, что гитлеровцы начисто вырубили великолепные дубравы на Украине. Он видел леса, похожие на исполинские кладбища, где к небу поднимались обугленные стволы, лишенные ветвей. В Смоленской области он видел опытный лес из лиственницы. Фашисты свели его весь, до последнего дерева. Это был, как выражались лесоводы, классический лес: необыкновенной мощи, чистоты и прелести». Варварски относятся немцы и к великой русской культуре. Так, Аграфена не может вынести мысли о том, что в доме Чайковского расположились немцы. Один из них, открыв рояль, дурачась, бьет по клавишам ногами. И, сталкивая немца, она защищает Чайковского, свою историю, свою великую культуру. Аграфена погибает, но остается молодое поколение — определяет русскую душу, природа неразрывно связана с русской культурой, искусством. Искусство, по мысли писателя, — это творческая попытка человека создать красоту, подобную той, которую создает природа.