Практическая работа. Цель: совершенствовать умения определять расстояния, направления и азимуты по топографической карте; закрепить знания о практическом применении топографиче- ских карт. Оборудование: фрагменты учебных топографических карт, линейка, циркуль- измеритель, карандаш. Теоретические сведения Определить направления на топографической карте и местности можно с азимутов: действительный азимут - угол между северным направлением географического (ис- тинного) меридиана и направлением на определенную точку; магнитный азимут – угол между северным направлением магнитного меридиана и направлением на определенную точку. При переходе от действительного азимута к магнитному, необходимо учитывать маг- нитное склонение – угол между северными направлениями истинного и магнитного меридианов. Дирекционный угол - это угол, измеренный на топографической карте между север- ным направлением вертикальной линии километровой сетки и направлением на точку. При определении азимута главное запомнить – транспортир надо прикладывать не го- ризонтально, а вертикально: по направлению север – юг. А центр – это точка, от кото- рой мы находим азимут. Расстояние между горизонталями, так называемое заложение, показывает крутизну склона. Чем ближе друг к другу расположены соседние горизонтали, тем он круче, чем больше расстояние – тем склон более пологий. Шкала заложений представлена в виде графика (см.с.23 рядом с масштабом). Вдоль ее горизонтального основания подписаны цифры, означающие крутизну склонов в градусах. На перпендикулярах к основанию отложены соответствующие им заложения. Их концы соединены непрерывной кривой линией. Для определения крутизны склона надо циркулем измерить расстояние между двумя смежными (соседними) горизонталями и приложить острия циркуля к шкале за- ложений. Ход работы: ЗАДАНИЕ 1. Представьте, что вы вышли из школы, которая расположена в населенном пункте Стасово, и в северном направлении 1 км. Затем повернули на запад и еще 1500 м. Проложите этот маршрут на фрагменте топографической карты (Рис.5, с.23). Определите азимуты и расстояния от точки, в которой вы оказались, до указанных объектов. Школа в населенном пункте Стасово Дом лесника (расположен в сосновом лесу, вблизи населенного пункта Клеевичи) ЗАДАНИЕ 2. Используя шкалу заложения, определите крутизну склонов между точками: АВ, СD на фрагменте учебной топографической карты (Рис.5, с.23).
хз незнаю как делать в интернете посмотри там я видел это задание