Административно-территориальное деление — существенная сторона территориального устройства страны. Оно очень заметно влияет на формирование сети опорных центров, географию транспортных магистралей, на производственные, социальные и культурные связи.
Административно-территориальное деление в привычном для нас виде сформировалось при Петре I, когда Россия была разделена на восемь губерний. За XVI- XXI вв. система административно-территориального деления неоднократно изменялась.
Современная система административно-территориальное деления России имеет следующие особенности:
1) слишком большое количество субъектов Федерации, их разноуровневый статус и большие диспропорции в численности населения и площади;
2) запутанная система национально-территориальных образований, лишь весьма отдалённо соответствующая расселению народов России;
3) игнорирование ряда реальных экономических, транспортных и культурных центров, к которым тяготеют значительные по площади и населению территории (например, Сургут, Котлас, Великие Луки);
4) неудобное положение границ между субъектами Федерации, когда территория, тяготеющая к одному субъекту, приписана к другому (таковы границы между Архангельской и Вологодской, Брянской и Калужской, Свердловской и Тюменской, Омской и Новосибирской, Самарской и Оренбургской, Саратовской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, между Башкирией и Челябинской областью, Татарстаном и Удмуртией и т. д.; при этом пересмотр границ между субъектами Федерации крайне затруднён, известен лишь один случай пересмотра границ областей — переход Сокольского района из Ивановской области в Нижегородскую в 1994 г.);
5) нелогичность системы городских округов (ГО) — одних областях статус ГО имеют только города численностью более 100 тыс., в других — все города (в том числе — менее 10 тыс.), в одних случаях к ГО относится территория только самого города, исключая пригороды (и новые городские улицы бывают приписаны к сельским администрациям), в других — включаются территории целых районов (Ивдель, Кандалакша и т. д.) или несколько более мелких городов; а если город является центром и ГО, и района, в нём имеются параллельные структуры власти и всех служб, что явно избыточно;
6) отсутствие единообразия в системе районного деления — в одних субъектах Федерации сохранились или были восстановлены малые районы 1920-50-х годов (несколько сёл общей численностью 5-10 тыс. жителей), в других — при примерно такой же плотности населения районы в несколько раз крупнее;
7) нелогичность системы местного самоуправления — она вводится только в сельской местности.
Административно-территориальное деление в привычном для нас виде сформировалось при Петре I, когда Россия была разделена на восемь губерний. За XVI- XXI вв. система административно-территориального деления неоднократно изменялась.
Современная система административно-территориальное деления России имеет следующие особенности:
1) слишком большое количество субъектов Федерации, их разноуровневый статус и большие диспропорции в численности населения и площади;
2) запутанная система национально-территориальных образований, лишь весьма отдалённо соответствующая расселению народов России;
3) игнорирование ряда реальных экономических, транспортных и культурных центров, к которым тяготеют значительные по площади и населению территории (например, Сургут, Котлас, Великие Луки);
4) неудобное положение границ между субъектами Федерации, когда территория, тяготеющая к одному субъекту, приписана к другому (таковы границы между Архангельской и Вологодской, Брянской и Калужской, Свердловской и Тюменской, Омской и Новосибирской, Самарской и Оренбургской, Саратовской и Волгоградской областями, Краснодарским и Ставропольским краями, между Башкирией и Челябинской областью, Татарстаном и Удмуртией и т. д.; при этом пересмотр границ между субъектами Федерации крайне затруднён, известен лишь один случай пересмотра границ областей — переход Сокольского района из Ивановской области в Нижегородскую в 1994 г.);
5) нелогичность системы городских округов (ГО) — одних областях статус ГО имеют только города численностью более 100 тыс., в других — все города (в том числе — менее 10 тыс.), в одних случаях к ГО относится территория только самого города, исключая пригороды (и новые городские улицы бывают приписаны к сельским администрациям), в других — включаются территории целых районов (Ивдель, Кандалакша и т. д.) или несколько более мелких городов; а если город является центром и ГО, и района, в нём имеются параллельные структуры власти и всех служб, что явно избыточно;
6) отсутствие единообразия в системе районного деления — в одних субъектах Федерации сохранились или были восстановлены малые районы 1920-50-х годов (несколько сёл общей численностью 5-10 тыс. жителей), в других — при примерно такой же плотности населения районы в несколько раз крупнее;
7) нелогичность системы местного самоуправления — она вводится только в сельской местности.