Аэрокосмическая промышленность: проблемы и перспективы
Достижениями аэрокосмической промышленности в советские времена принято было гордиться. А что сейчас? Прояснить современную ситуацию в отрасли нам заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Дмитрий Шапот.
— Дмитрий Михайлович, какова ситуация сейчас в аэрокосмической отрасли? Она на подъеме или, наоборот, наблюдается спад?
— Авиастроение, включающее самолетостроительные, вертолетостроительные и двигателестроительные активы, традиционно считается одной из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей отечественной промышленности. Она занимает ведущее место среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированных кадров.
Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г., консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях.
На сегодня в целом завершена консолидация основных активов авиастроительной отрасли. Созданы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», двигателестроительный и вертолетостроительный холдинги. Производственные программы корпораций отрасли ориентированы на приоритетные рыночные ниши и согласованы со стратегическими документами потребителей продукции отрасли. Правительством Российской Федерации в последние годы отечественному авиастроению оказываются беспрецедентные меры государственной поддержки, общее финансирование из федерального бюджета выросло по отношению к 2004 г. в 2008-м — более чем в 10 раз, в 2009-м — более чем в 20 раз (с учетом мер антикризисного характера).
Меры по существенному расширению форм и объемов государственной поддержки авиастроения, принятые с момента утверждения Стратегии (2006 г.), сказались на серьезном увеличении объемов продукции авиастроения — за 3 года объем производства увеличился на 44%, в вертолетостроении загрузка производства увеличилась на 81%, годовая выработка на одного работающего выросла в 2,5 раза.
Принятые меры позволили обеспечить относительно «безболезненное» вхождение отрасли в условия глобального финансово-экономического кризиса: объемы производства отрасли остаются на докризисном уровне и даже продолжают некоторый рост; приоритетные проекты отрасли последовательно развиваются практически без внесения изменений в графики создания и производства. По предварительным оценкам, консолидированная выручка по группе ОАО «ОАК» составит около 100 млрд руб., тем самым, несмотря на значительное влияние кризисных факторов, ОАО «ОАК» в 2009 г. на 17% увеличит свою выручку.
Авиационное приборостроение технологически и инфраструктурно является неотъемлемой частью авиастроительного комплекса Российской Федерации. Так что развитие всего комплекса полностью отражает динамику развития авиаприборостроения.
Достижениями аэрокосмической промышленности в советские времена принято было гордиться. А что сейчас? Прояснить современную ситуацию в отрасли нам заместитель генерального директора ОАО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» Дмитрий Шапот.
— Дмитрий Михайлович, какова ситуация сейчас в аэрокосмической отрасли? Она на подъеме или, наоборот, наблюдается спад?
— Авиастроение, включающее самолетостроительные, вертолетостроительные и двигателестроительные активы, традиционно считается одной из наиболее наукоемких, высокотехнологичных и системообразующих отраслей отечественной промышленности. Она занимает ведущее место среди оборонных отраслей промышленности по объему производства и реализации продукции, стоимости основных фондов предприятий, численности высококвалифицированных кадров.
Современный этап развития авиационной промышленности связан с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности до 2015 г., консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях.
На сегодня в целом завершена консолидация основных активов авиастроительной отрасли. Созданы ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», двигателестроительный и вертолетостроительный холдинги. Производственные программы корпораций отрасли ориентированы на приоритетные рыночные ниши и согласованы со стратегическими документами потребителей продукции отрасли. Правительством Российской Федерации в последние годы отечественному авиастроению оказываются беспрецедентные меры государственной поддержки, общее финансирование из федерального бюджета выросло по отношению к 2004 г. в 2008-м — более чем в 10 раз, в 2009-м — более чем в 20 раз (с учетом мер антикризисного характера).
Меры по существенному расширению форм и объемов государственной поддержки авиастроения, принятые с момента утверждения Стратегии (2006 г.), сказались на серьезном увеличении объемов продукции авиастроения — за 3 года объем производства увеличился на 44%, в вертолетостроении загрузка производства увеличилась на 81%, годовая выработка на одного работающего выросла в 2,5 раза.
Принятые меры позволили обеспечить относительно «безболезненное» вхождение отрасли в условия глобального финансово-экономического кризиса: объемы производства отрасли остаются на докризисном уровне и даже продолжают некоторый рост; приоритетные проекты отрасли последовательно развиваются практически без внесения изменений в графики создания и производства. По предварительным оценкам, консолидированная выручка по группе ОАО «ОАК» составит около 100 млрд руб., тем самым, несмотря на значительное влияние кризисных факторов, ОАО «ОАК» в 2009 г. на 17% увеличит свою выручку.
Авиационное приборостроение технологически и инфраструктурно является неотъемлемой частью авиастроительного комплекса Российской Федерации. Так что развитие всего комплекса полностью отражает динамику развития авиаприборостроения.