ответ: Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных)
органов власти субъектов Российской Федерации, представителей нефтегазодобывающих компаний, научно-исследовательских учреждений
и общественных организаций обсуждение актуальных проблем правового регулирования в области рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами, в Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Ситуация осложняется отсутствием достоверных данных о точном количестве таких участков земли и степени их загрязненения нефтесодержащими отходами, что резко снижает эффективность применения методов программно-целевого планирования. Остатки и потери добычи, транспортировки
и хранения нефти, а также отходы производства нефтепродуктов в виде нефтешламов накапливаются в специальных отстойных прудах, амбарах
и емкостях, часть из которых своевременно не перерабатывается
и становится дополнительным источником загрязнения окружающей среды.
В настоящее время порядок предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регламентируется постановлениями.
Решение проблемы рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами, сдерживается из‑за отсутствия научно-обоснованных и законодательно утвержденных предельно-допустимых концентраций нефти и ее компонентов в почвах, методологии рекультивации нефтезагрязненных земель и обезвреживания нефтешламов, что допускает их произвольное и зачастую субъективное нормирование. Кроме того, действующие требования к качеству рекультивированных земель
не нормируют состояние важных характеристик восстанавливаемых биогеоценозов (биологическую активность и токсичность почв, состояние почвенных микробиоценоза и фауны и пр.), и не включают в себя критерии оценки восстановления исходных биотопических условий.
Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие полной и достоверной информации о современных отечественных и зарубежных технологиях
для очистки нефтезагрязненных почв, необходимой для эффективного взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, разработчиков и владельцев технологий для объединения преимуществ рыночного и административного подхода в целях решения накопленных проблем.
Необходимо отметить, что в соответстующих нормативных правовых актах Российской Федерации не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией
и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности применение экосистемного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов
ответ: Проведя с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных)
органов власти субъектов Российской Федерации, представителей нефтегазодобывающих компаний, научно-исследовательских учреждений
и общественных организаций обсуждение актуальных проблем правового регулирования в области рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами, в Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Ситуация осложняется отсутствием достоверных данных о точном количестве таких участков земли и степени их загрязненения нефтесодержащими отходами, что резко снижает эффективность применения методов программно-целевого планирования. Остатки и потери добычи, транспортировки
и хранения нефти, а также отходы производства нефтепродуктов в виде нефтешламов накапливаются в специальных отстойных прудах, амбарах
и емкостях, часть из которых своевременно не перерабатывается
и становится дополнительным источником загрязнения окружающей среды.
В настоящее время порядок предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов регламентируется постановлениями.
Решение проблемы рекультивации земель, загрязненных нефтесодержащими отходами, сдерживается из‑за отсутствия научно-обоснованных и законодательно утвержденных предельно-допустимых концентраций нефти и ее компонентов в почвах, методологии рекультивации нефтезагрязненных земель и обезвреживания нефтешламов, что допускает их произвольное и зачастую субъективное нормирование. Кроме того, действующие требования к качеству рекультивированных земель
не нормируют состояние важных характеристик восстанавливаемых биогеоценозов (биологическую активность и токсичность почв, состояние почвенных микробиоценоза и фауны и пр.), и не включают в себя критерии оценки восстановления исходных биотопических условий.
Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие полной и достоверной информации о современных отечественных и зарубежных технологиях
для очистки нефтезагрязненных почв, необходимой для эффективного взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, разработчиков и владельцев технологий для объединения преимуществ рыночного и административного подхода в целях решения накопленных проблем.
Необходимо отметить, что в соответстующих нормативных правовых актах Российской Федерации не учитываются требования ряда международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией
и предусматривающих при реализации крупных инфраструктурных проектов в нефтяной промышленности применение экосистемного подхода, конечной целью которого является не восстановление структурных характеристик природных объектов, а восстановление ведущих природных функций, таких как энергетический баланс, биогеохимический цикл, гидрологические характеристики, поддержание местообитаний биологических видов
и устойчивость ландшафтов и др.