Автор определяет социально-экономический проект как инструмент регулирования и управления региональной стратегией экономического и социального развития и приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем.
диссертации предложено рассматривать социально-экономическую программу как согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс проектов и других целевых мероприятий, осуществляемых при поддержке федерального, регионального или местного бюджетов. В этом случае проект рассматривается как инструмент реализации отдельных элементов программ. Для этого было уточнено понятие социально — экономического проекта. Автор определяет социально-экономический проект как инструмент регулирования и управления региональной стратегией экономического и социального развития и приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем. Такой подход к понятию программы позволяет преодолеть следующие недостатки: недостаточную содержательность программ, неопределенность целей и результатов, отсутствие предмета контроля результатов.
Сложившаяся нормативная база региональных программ имеет пробелы и недостатки. Она не отражает статуса региональных программ, их отличия от федеральных целевых программ, организационных основ их разработки, отбора и реализации. На региональном уровне наибольшие сложности существуют при подготовке программ комплексного социально-экономического развития. Эти ! программы отличаются от отраслевых и функциональных многоотраслевым комплексным характером, наличием не только производственных, но и социальных проектов, необходимостью учета реализуемых на территории региона отраслевых федеральных программ. В связи с этим в диссертации разработана типовая структура программы социально-экономического развития и уточнена функционально-организационная схема разработки и реализации региональных программ.
Проведенный анализ организационных аспектов разработки социально-экономических программ выявил важность оценки и отбора проектов и недостатки в методическом обеспечении этих этапов. В рамках совершенствования данного обеспечения проведена классификация проектов с учетом двух признаков - субъекта проекта и формы использования бюджетных ресурсов, уточнен состав эффектов по видам проектов и предложены алгоритмы оценки эффективности программ.
Алгоритм оценки эффективности программ включают в себя:
1) предварительный отбор потенциально конкуренто проектов с квантово-экономического анализа;
2) определение приоритетов (предпочтений) для обоснования включения отдельных проектов, влияющих на развитие разных отраслей и имеющих результаты, измеренные с различных специальных показателей, в программу социально — экономического развития региона;
3) оценка социально-экономической эффективности проектов и программ.
Проведенный теоретический анализ понятий, видов и методов оценки эффективности позволил разграничить следующие подходы к определению эффективности социально-экономических проектов. Для экономических проектов имеет приоритет оценка экономической эффективности, которую можно проводить с известных методик. Для оценки эффективности социально-экономических проектов необходимо проводить расчет экономической и социальной эффективности. Оценка экономической эффективности должна производиться с использованием традиционных методик оценки экономической эффективности и показателей эффективности затрат в том случае, если производство и финансирование общественных или смешанных благ, осуществляемая в рамках социально-экономического проекта, организует один субъект (органы исполнительной власти региона), или только с показателей эффективности затрат, если производство и финансирование осуществляют разные субъекты (частная фирма -производство, органы исполнительной власти региона - финансирование). Оценку социальной эффективности необходимо проводить на основе системного подхода как степень достижения целевых социальных показателей. Для социальных проектов оценку экономической эффективности можно проводить только на основе расчета показателей эффективности затрат, так как социальные проекты не предполагают экономической оценки результата. Оценку социальной эффективности этих проектов необходимо проводить на основе определения степени достижения целевых социальных показателей.
Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что социально-экономические проекты в составе региональных программ должны быть инструментом реализации региональной социально-экономической политики и создания благоприятных условий в рамках региона при сочетании социальных и экономических аспектов развития, общенациональных интересов и специфики данной территории.
Автор определяет социально-экономический проект как инструмент регулирования и управления региональной стратегией экономического и социального развития и приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем.
диссертации предложено рассматривать социально-экономическую программу как согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекс проектов и других целевых мероприятий, осуществляемых при поддержке федерального, регионального или местного бюджетов. В этом случае проект рассматривается как инструмент реализации отдельных элементов программ. Для этого было уточнено понятие социально — экономического проекта. Автор определяет социально-экономический проект как инструмент регулирования и управления региональной стратегией экономического и социального развития и приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем. Такой подход к понятию программы позволяет преодолеть следующие недостатки: недостаточную содержательность программ, неопределенность целей и результатов, отсутствие предмета контроля результатов.
Сложившаяся нормативная база региональных программ имеет пробелы и недостатки. Она не отражает статуса региональных программ, их отличия от федеральных целевых программ, организационных основ их разработки, отбора и реализации. На региональном уровне наибольшие сложности существуют при подготовке программ комплексного социально-экономического развития. Эти ! программы отличаются от отраслевых и функциональных многоотраслевым комплексным характером, наличием не только производственных, но и социальных проектов, необходимостью учета реализуемых на территории региона отраслевых федеральных программ. В связи с этим в диссертации разработана типовая структура программы социально-экономического развития и уточнена функционально-организационная схема разработки и реализации региональных программ.
Проведенный анализ организационных аспектов разработки социально-экономических программ выявил важность оценки и отбора проектов и недостатки в методическом обеспечении этих этапов. В рамках совершенствования данного обеспечения проведена классификация проектов с учетом двух признаков - субъекта проекта и формы использования бюджетных ресурсов, уточнен состав эффектов по видам проектов и предложены алгоритмы оценки эффективности программ.
Алгоритм оценки эффективности программ включают в себя:
1) предварительный отбор потенциально конкуренто проектов с квантово-экономического анализа;
2) определение приоритетов (предпочтений) для обоснования включения отдельных проектов, влияющих на развитие разных отраслей и имеющих результаты, измеренные с различных специальных показателей, в программу социально — экономического развития региона;
3) оценка социально-экономической эффективности проектов и программ.
Проведенный теоретический анализ понятий, видов и методов оценки эффективности позволил разграничить следующие подходы к определению эффективности социально-экономических проектов. Для экономических проектов имеет приоритет оценка экономической эффективности, которую можно проводить с известных методик. Для оценки эффективности социально-экономических проектов необходимо проводить расчет экономической и социальной эффективности. Оценка экономической эффективности должна производиться с использованием традиционных методик оценки экономической эффективности и показателей эффективности затрат в том случае, если производство и финансирование общественных или смешанных благ, осуществляемая в рамках социально-экономического проекта, организует один субъект (органы исполнительной власти региона), или только с показателей эффективности затрат, если производство и финансирование осуществляют разные субъекты (частная фирма -производство, органы исполнительной власти региона - финансирование). Оценку социальной эффективности необходимо проводить на основе системного подхода как степень достижения целевых социальных показателей. Для социальных проектов оценку экономической эффективности можно проводить только на основе расчета показателей эффективности затрат, так как социальные проекты не предполагают экономической оценки результата. Оценку социальной эффективности этих проектов необходимо проводить на основе определения степени достижения целевых социальных показателей.
Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что социально-экономические проекты в составе региональных программ должны быть инструментом реализации региональной социально-экономической политики и создания благоприятных условий в рамках региона при сочетании социальных и экономических аспектов развития, общенациональных интересов и специфики данной территории.