Моаи — каменные статуи из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска и не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота — более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, вопреки распространённому мнению, «смотрят» вглубь острова, а не в сторону океана.
Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау) . Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Рано Рараку было неожиданно покинуто, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.
последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.
Наиболее широко распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в 1000—1100. Они могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.
Изготовлением моаи были заняты представители отдельной профессиональной группы, которые входили в высшую иерархию мастеров. Изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда. До сих пор точно не выяснено, как моаи перемещались, для этого требовалась людская сила, верёвки, деревянные настилы или ролики. Чешский исследователь Павел Павел и его последователи выдвинули теорию, что моаи «ходили» , перекантовываясь. В 1986 году было экспериментально показано, как группа из 17 человек с верёвками может достаточно быстро перемещать статуи. В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.
Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана) . Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.
Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау) . Около 95% вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось стоять 394 моаи. Рано Рараку было неожиданно покинуто, и там осталось много неоконченных моаи. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.
последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.
Наиболее широко распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в 1000—1100. Они могли представлять умерших предков или придавать силу живущим лидерам, а также быть символами кланов.
Изготовлением моаи были заняты представители отдельной профессиональной группы, которые входили в высшую иерархию мастеров. Изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда. До сих пор точно не выяснено, как моаи перемещались, для этого требовалась людская сила, верёвки, деревянные настилы или ролики. Чешский исследователь Павел Павел и его последователи выдвинули теорию, что моаи «ходили» , перекантовываясь. В 1986 году было экспериментально показано, как группа из 17 человек с верёвками может достаточно быстро перемещать статуи. В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 моаи восстановлены на церемониальных площадках.
Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем — между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана) . Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.