Второй (после формы собственности) признак той или иной экономической системы – это механизм координации действий хозяйствующих субъектов. Существует два координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – это добровольное сотрудничество индивидов: метод, которым пользуется рынок.
Рынок – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются индивидуальные, свободно выбранные решения.
Для рыночной экономики характерны следующие черты:
• наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода;
• экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей, и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме;
• свобода потребительского выбора. Она имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия;
• саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются с рынка;
• всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы;
• договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются нс государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
• экономическая ответственность. Она возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.
• конкуренция, состязательность. Они объективно порождаются свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно тс товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным ;
• особая рыночная инфраструктура. В нее входят предприятия и учреждения, которые связывают покупателя и продавца: банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.;
• свободное ценообразование. В рыночной экономике цены формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, на основе соотношения спроса и предложения.
Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:
• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;
• согласовывает интересы продавца и покупателя;
• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;
• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения.
К преимуществам рыночной экономики по сравнению с плановой (командной) следует отнести;
Второй (после формы собственности) признак той или иной экономической системы – это механизм координации действий хозяйствующих субъектов. Существует два координации экономической деятельности миллионов. Первый – это централизованное руководство, сопряженное с принуждением; таковы методы армии и современного тоталитарного государства. Второй – это добровольное сотрудничество индивидов: метод, которым пользуется рынок.
Рынок – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются индивидуальные, свободно выбранные решения.
Для рыночной экономики характерны следующие черты:
• наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода;
• экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей, и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме;
• свобода потребительского выбора. Она имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия;
• саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются с рынка;
• всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы;
• договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются нс государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;
• экономическая ответственность. Она возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.
• конкуренция, состязательность. Они объективно порождаются свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно тс товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным ;
• особая рыночная инфраструктура. В нее входят предприятия и учреждения, которые связывают покупателя и продавца: банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.;
• свободное ценообразование. В рыночной экономике цены формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, на основе соотношения спроса и предложения.
Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:
• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;
• согласовывает интересы продавца и покупателя;
• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;
• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения.
К преимуществам рыночной экономики по сравнению с плановой (командной) следует отнести;