Современный потребитель все чаще требует новинок. как показывает мировая практика, рыночными лидерами сегодня становятся компании, которые прежде всего удовлетворяют человеческое желание за последние пять—семь лет сроки вывода новинок на потребительских рынках сократились в 2—3 раза. этому совершенствование технологий производства и разделение труда. быстрый вывод новинок характерен для отраслей мобильной связи, масс-медиа, мебельного производства, автопромышленности. на вопрос о причине активного обновления ассортимента аналитики отвечают, что изменился сам потребитель, его поведение на рынке, что в постиндустриальную цивилизацию товары приобретаются для удовлетворения не столько витальных нужд, сколько эмоциональных запросов. есть и иной подход к оценке этих новых особенностей потребления, которые свойственны в основном жителям мегаполисов. когда срок потребления вещей стал приближаться к минимуму, т.е. вещи по сути становятся одноразовыми, заговорили о том, что мир охватывает болезнь «стрессового потребления». но, так или иначе, компании, которые не учитывают новые особенности потребительского поведения, теряют свои позиции. вопросы 1. сохраняет ли свое действие закон спроса при подобном поведении потребителя? 2. можно ли назвать такое поведение покупателя рациональным? если нет, то почему? 3. влияет ли (и если да, то как? ) подобное потребительское поведение на производителей товаров и услуг? если да, то каковы последствия такого влияния? 1. парадокс воды и алмаза в науке xviii в. господствовало мнение о том, что стоимость блага непосредственно связана с полезным эффектом от его использования. смит на лекции в университете г. глазго сформулировал утверждение, известное в науке как парадокс воды и алмаза. его суть заключается в следующем. блага, имеющие наивысший полезность и эффект, жизненно необходимые для всех (вода, воздух, хлеб), ценятся весьма низко или вообще не имеют стоимости. в свою очередь блага, полезность которых с точки зрения естественных потребностей сомнительна (например, алмаз), ценятся высоко. представители австрийской школы (к. менгер, о. бем-баверк, ф. визер) объяснили парадокс смита с понятий «общая» и «предельная» полезность. разрешить данный парадокс можно, основываясь на теории потребительского поведения, рассмотрев общую полезность всего запаса блага и его предельную полезность. сравните общую полезность запаса воды с общей полезностью алмазов, цену воды с ценой алмазов при их одинаковой общей полезности. представьте недостаток воды, например, во время засухи или в пустыне и сравните предельную полезность литра воды с предельной полезностью алмазов. вопросы 1. какова предельная полезность воды? от каких факторов она зависит? 2. какова предельная полезность алмазов? 3. доступны ли они потребителю в неограниченном количестве? 4. какова предельная полезность литра воды во время засухи? 5. от каких условий зависит ценность (цена) того или иного блага? решить буду