Однако, прежде чем продумывать стратегии развития, следует провести первичный маркетинговый анализ своей деятельности, чтобы получить честный взгляд на отправную точку, в которой находится бизнес.
Финансовые потоки
Финансовые показатели – это выручка, расходы (общие и по статьям), чистая прибыль, выручка и прибыль по направлениям и т. д. Анализ финансовых потоков позволит понять, какие направления приносят львиную долю прибыли, а какие убыточны, какие категории составляют основные статьи расходов и т. д. Финансовый анализ можно произвести вплоть до расчета по каждому из мастеров.
Ситуация с клиентами
Клиентская база составляет самый ценный актив любого салона. Следует оценить актуальное количество клиентов в базе, выделить среди них активных, оценить количество привлеченных (новых) и удержанных (повторных) клиентов за период, сумму среднего чека и LTV (Life Time Value) – сумму выручки, которую приносит каждый клиент за время пользования услугами салона.
Маркетинг
На старте большинство новых владельцев салона начинают с выбора названия и концепции дизайна, но мало кто задумывается о том, чем салон будет отличаться от других. На этапе анализа деятельности бизнеса самое время оценить, есть ли у существующего салона четкое позиционирование, а также основания для появления конкурентного преимущества: удачная локация, «звездные» мастера, партнерство с востребованными косметическими линиями, использование новых технологий проведения процедур, уникальные услуги и т. д. Следует оценить и каналы привлечения клиентов, начиная от вывески салона и заканчивая запущенными рекламными кампаниями: какие каналы привлечения используются, сколько затрачивается на привлечение клиента из каждого источника, можно ли масштабировать привлечение клиентов выделением большего бюджета.
Зоны роста
Во время анализа практически всегда выявляются зоны роста – те направления, которые позволят бизнесу развиваться, если проработать все ограничивающие факторы. Можно выделить пять основных направлений, работа над которыми позволит максимально оптимизировать бизнес-процессы салона.
Снижение операционных расходов
Скорее всего, во время анализа будут выявлены текущие расходы, подлежащие оптимизации. Например, затраты на рекламу, которые не окупаются, слишком дорогая связь, слишком высокая себестоимость (в том числе расходные материалы) одного из видов услуг и т. д. В таком случае следует оптимизировать затраты, найдя нового поставщика расходных материалов с более приемлемыми ценами, проведя обучение персонала правильным методикам работы, подобрав другого провайдера услуг связи. В данном случае следует начинать с самых крупных статей расходов, так как именно в них скрыто большое поле для оптимизации: на небольших статьях получится выгадать лишь небольшие суммы, которые вряд ли изменят общую картину.
Увеличение количества клиентов
Если число клиентов (и особенно новых клиентов, в среднем привлекаемых за период) является узким местом работы салона, следует пристальнее изучить возможности «сарафанного радио», рекламы и PR. В зависимости от типа бизнеса, имеющегося бюджета и профиля целевой аудитории можно подобрать свои методы работы. Для размещения рекламы можно использовать офлайн-методы (реклама на информационных досках, в почтовых ящиках и лифтах) или размещать рекламу в сети Интернет (традиционно это контекстная, таргетированная, медийная реклама). С точки зрения PR следует рассмотреть взаимодействие с блогерами, проведение мастер-классов и базового обучения (например, визажу), партнерские отношения с известными брендами, публикации в СМИ. Наконец, для стимулирования «сарафанного радио» запускаются акции из серии «приведи друга», поощряются позитивные отзывы и рекомендации, в том числе в социальных сетях
Анализ ситуации
Однако, прежде чем продумывать стратегии развития, следует провести первичный маркетинговый анализ своей деятельности, чтобы получить честный взгляд на отправную точку, в которой находится бизнес.
Финансовые потоки
Финансовые показатели – это выручка, расходы (общие и по статьям), чистая прибыль, выручка и прибыль по направлениям и т. д. Анализ финансовых потоков позволит понять, какие направления приносят львиную долю прибыли, а какие убыточны, какие категории составляют основные статьи расходов и т. д. Финансовый анализ можно произвести вплоть до расчета по каждому из мастеров.
Ситуация с клиентами
Клиентская база составляет самый ценный актив любого салона. Следует оценить актуальное количество клиентов в базе, выделить среди них активных, оценить количество привлеченных (новых) и удержанных (повторных) клиентов за период, сумму среднего чека и LTV (Life Time Value) – сумму выручки, которую приносит каждый клиент за время пользования услугами салона.
Маркетинг
На старте большинство новых владельцев салона начинают с выбора названия и концепции дизайна, но мало кто задумывается о том, чем салон будет отличаться от других. На этапе анализа деятельности бизнеса самое время оценить, есть ли у существующего салона четкое позиционирование, а также основания для появления конкурентного преимущества: удачная локация, «звездные» мастера, партнерство с востребованными косметическими линиями, использование новых технологий проведения процедур, уникальные услуги и т. д. Следует оценить и каналы привлечения клиентов, начиная от вывески салона и заканчивая запущенными рекламными кампаниями: какие каналы привлечения используются, сколько затрачивается на привлечение клиента из каждого источника, можно ли масштабировать привлечение клиентов выделением большего бюджета.
Зоны роста
Во время анализа практически всегда выявляются зоны роста – те направления, которые позволят бизнесу развиваться, если проработать все ограничивающие факторы. Можно выделить пять основных направлений, работа над которыми позволит максимально оптимизировать бизнес-процессы салона.
Снижение операционных расходов
Скорее всего, во время анализа будут выявлены текущие расходы, подлежащие оптимизации. Например, затраты на рекламу, которые не окупаются, слишком дорогая связь, слишком высокая себестоимость (в том числе расходные материалы) одного из видов услуг и т. д. В таком случае следует оптимизировать затраты, найдя нового поставщика расходных материалов с более приемлемыми ценами, проведя обучение персонала правильным методикам работы, подобрав другого провайдера услуг связи. В данном случае следует начинать с самых крупных статей расходов, так как именно в них скрыто большое поле для оптимизации: на небольших статьях получится выгадать лишь небольшие суммы, которые вряд ли изменят общую картину.
Увеличение количества клиентов
Если число клиентов (и особенно новых клиентов, в среднем привлекаемых за период) является узким местом работы салона, следует пристальнее изучить возможности «сарафанного радио», рекламы и PR. В зависимости от типа бизнеса, имеющегося бюджета и профиля целевой аудитории можно подобрать свои методы работы. Для размещения рекламы можно использовать офлайн-методы (реклама на информационных досках, в почтовых ящиках и лифтах) или размещать рекламу в сети Интернет (традиционно это контекстная, таргетированная, медийная реклама). С точки зрения PR следует рассмотреть взаимодействие с блогерами, проведение мастер-классов и базового обучения (например, визажу), партнерские отношения с известными брендами, публикации в СМИ. Наконец, для стимулирования «сарафанного радио» запускаются акции из серии «приведи друга», поощряются позитивные отзывы и рекомендации, в том числе в социальных сетях