Отдаю все, что можно отдать Задание 2. Каждому из приведенных положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, отмеченный буквами
1. Соперничество производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции
2. Конкуренция в условиях превышения предложения над спросом
3. Конкурентное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками
4. Снижение цены товара в целях укрепления конкурентного положения на рынке на основе сокращения издержек производства ( а )
5. Создание товаров-заменителей
6. Конкуренция, ведущая к выигрышу покупателя
7. Фирма, которая доминирует на рынке и имеет полный контроль над ним ( з )
8. Цена, устанавливаемая продавцом выше цены равновесия, путем сокращения объема предложения
9. Монополия, возникающая в результате поглощений, слияний, заключения соглашений ( б )
10. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции
11. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции
12. Рынок, на котором потребитель теряет часть потребительского излишка
13. Сумма квадратов долей отдельных фирм в общем объеме рыночного оборота
а. добросовестная конкуренция
б. естественная монополия
в. искусственная монополия,
г. конкуренция
д. конкуренция продавцов
е. коэффициент рыночной концентрации
ж. монополизированный рынок
з. монополия
и. монопольно высокая цена,
к. неценовая конкуренция
л. олигополия
м. рынок несовершенной конкуренции
н. созидательное конкурентное поведение,
о. ценовая конкуренция,
( Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее понятие или термин)
Задание 3. Определите Верно/неверно каждое из следующих утверждений
1. Конкуренция между покупателями в условиях рынка невозможна
2. Конкуренция между производителями является следствием ограниченности ресурсов общества
3. В результате конкуренции выигрывают только некоторые производители
4. Следствием конкуренции является неэффективное распределение ресурсов
5. Снижение цены как метод конкурентной борьбы может происходить не только на основе снижения издержек производства
6. Послепродажное обслуживание относится к методам недобросовестной конкуренции
7. На рынке совершенной конкуренции действует ограниченное число продавцов
8. Вход на рынок совершенной конкуренции свободен
9. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества
10. Современное государство борется с конкуренцией
11. Если фирма сама может устанавливать цены на свою продукцию, то она обладает монопольной властью
12. Монополия не противоречит конкуренции
13. Крупное предприятие всегда является монополистом
14. Обладание исключительными правами всегда порождает монополию
15. Монополия всегда неэффективна
16. Монопольно высокая цена – это любая цена выше цены рыночного равновесия
17. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают
18. Олигополия и монополистическая конкуренция отличаются лишь числом продавцов на рынке
19. Чем ниже значение коэффициента рыночной концентрации (ИХХ), тем ниже степень монополизации рынка
20. Монополизация рынков ведет к чистым потерям общества
Задание 4. Решите задачу
На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на долю 2-ой – 30%.
1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),
2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
б) две фирмы объединятся?
в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемом продаж в 50 и 20%?
1. Соперничество производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции - г. конкуренция
2. Конкуренция в условиях превышения предложения над спросом - о. ценовая конкуренция
3. Конкурентное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками - н. созидательное конкурентное поведение
4. Снижение цены товара в целях укрепления конкурентного положения на рынке на основе сокращения издержек производства - и. монопольно высокая цена
5. Создание товаров-заменителей - к. неценовая конкуренция
6. Конкуренция, ведущая к выигрышу покупателя - г. конкуренция
7. Фирма, которая доминирует на рынке и имеет полный контроль над ним - ж. монополия
8. Цена, устанавливаемая продавцом выше цены равновесия, путем сокращения объема предложения - л. олигополия
9. Монополия, возникающая в результате поглощений, слияний, заключения соглашений - б. естественная монополия
10. Состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции - м. рынок несовершенной конкуренции
11. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции - м. рынок несовершенной конкуренции
12. Рынок, на котором потребитель теряет часть потребительского излишка - м. рынок несовершенной конкуренции
13. Сумма квадратов долей отдельных фирм в общем объеме рыночного оборота - е. коэффициент рыночной концентрации
Задание 3:
1. Конкуренция между покупателями в условиях рынка невозможна - неверно
2. Конкуренция между производителями является следствием ограниченности ресурсов общества - верно
3. В результате конкуренции выигрывают только некоторые производители - верно
4. Следствием конкуренции является неэффективное распределение ресурсов - верно
5. Снижение цены как метод конкурентной борьбы может происходить не только на основе снижения издержек производства - верно
6. Послепродажное обслуживание относится к методам недобросовестной конкуренции - неверно
7. На рынке совершенной конкуренции действует ограниченное число продавцов - верно
8. Вход на рынок совершенной конкуренции свободен - верно
9. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества - верно
10. Современное государство борется с конкуренцией - верно
11. Если фирма сама может устанавливать цены на свою продукцию, то она обладает монопольной властью - верно
12. Монополия не противоречит конкуренции - неверно
13. Крупное предприятие всегда является монополистом - неверно
14. Обладание исключительными правами всегда порождает монополию - неверно
15. Монополия всегда неэффективна - верно
16. Монопольно высокая цена – это любая цена выше цены рыночного равновесия - неверно
17. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают - верно
18. Олигополия и монополистическая конкуренция отличаются лишь числом продавцов на рынке - неверно
19. Чем ниже значение коэффициента рыночной концентрации (ИХХ), тем ниже степень монополизации рынка - верно
20. Монополизация рынков ведет к чистым потерям общества - верно
Задание 4:
1) Индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ) рассчитывается по формуле: ИХХ = (Доля фирмы 1)^2 + (Доля фирмы 2)^2
В данном случае, доля фирмы 1 составляет 70% и доля фирмы 2 составляет 30%.
Подставляя значения в формулу, получаем: ИХХ = (0.7)^2 + (0.3)^2 = 0.49 + 0.09 = 0.58
2) а) Если объемы продаж 1-ой фирмы увеличатся на 10%, то новые доли составят 77% для 1-ой фирмы и 30% для 2-ой фирмы.
Рассчитываем новое значение ИХХ: ИХХ = (0.77)^2 + (0.3)^2 = 0.5929 + 0.09 = 0.6829
Изменение ИХХ = Новое значение ИХХ - Старое значение ИХХ = 0.6829 - 0.58 = 0.1029 (Увеличение на 10.29%)
б) Если две фирмы объединятся, то их суммарная доля составит 100%.
Рассчитываем новое значение ИХХ: ИХХ = (1)^2 + (0)^2 = 1 + 0 = 1
Изменение ИХХ = Новое значение ИХХ - Старое значение ИХХ = 1 - 0.58 = 0.42 (Увеличение на 42%)
в) Если вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две с объемом продаж в 50% и 20%,
то новые доли составят 50% для 1-ой фирмы, 30% для 2-ой фирмы и 20% для новой 3-ей фирмы.
Рассчитываем новое значение ИХХ: ИХХ = (0.5)^2 + (0.3)^2 + (0.2)^2 = 0.25 + 0.09 + 0.04 = 0.38
Изменение ИХХ = Новое значение ИХХ - Старое значение ИХХ = 0.38 - 0.58 = -0.20 (Уменьшение на 20%)